«Оцифровка» бюрократических процедур по идее должна принести России послабление от чиновничьей власти и немалый экономический эффект. Но попытки введения элементов электронного правительства пока приводят лишь к сложностям с правительством обычным.
Один из последних примеров — история с введением загранпаспортов нового образца, снабженных биометрией. Сама затея, безусловно, имеет конечной целью только хорошее. Ведь не исключен вариант, что зарубежные страны станут требовать от прибывающих к ним граждан России именно и только такие паспорта (пока, правда, ничего подобного не происходит). В любом случае,
в известных автору отделениях московского управления ФМС биометрическое новшество немедленно вызвало полный паралич.
Недавно начальство по миграции заявило, что он преодолен. Не расслабляйтесь. Не преодолен. Вот недельной давности свидетельство очередного страдальца: «Сдерживаю себя, как могу. Сегодня с 9.00 до 20.00 просидел в очереди в ОВИР. Документы так и не подал. Я был в очереди 65-м, дверь закрыли после 62. Посылаю луч диареи и проказы всем сотрудникам М… ОВИРа».
Помимо общего усиления бардака есть и забавные частности. Для еще большей электронности клиентам предлагается заполнять анкету на заграничный паспорт на компьютере. Но почему-то московское управление ФМС вывешивает на своем официальном сайте бланк анкеты, который можно заполнить только с помощью программы Acrobat Reader 6.0. Этой версии давно нет в обиходе, хотя, если приложить недюжинные усилия, найти и скачать ее можно. Сайт же Федеральной миграционной службы отправит вас на страничку, которую, видимо, ведет человек, сам писавший для нее программы. Страничка, очевидно, неофициальная, на narod.ru. И вот что пишет программист: «За прошедший год УФМС Москвы, несмотря на всевозможные пинки со всех сторон, начиная с генерального конструктора системы и заканчивая мной, так и не удосужилось обновить ранее установленный в некоторых отделениях софт и поменять анкету на сайте». Вот такое, можно, сказать, творческое бессилие.
Добавим только, что
за прошедший год многие отделения УФМС отказывались оформлять загранпаспорта старого образца (хотя и должны были). Очевидно, биометрия в своей цветущей сложности нашла отклик в сердцах чиновников.
Может быть, и потому, что граждане, оказавшиеся в числе счастливчиков, попавших на прием с документами, но не выверивших их, могли с легкостью поправить все в своих бумагах, обратившись за небольшие деньги в расположенные рядом специализированные конторы.
Ну и конечно, фирмы-посредники, которым любой сотрудник миграционной службы посоветует ни в коем случае не доверять, подняли расценки на свои услуги: еще бы, ведь мы теперь имеем дело с высокотехнологической деятельностью.
Между тем компьютеризация государственного бумагооборота демонстрирует свои особенности и в других областях.
Была, например, история с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). Ее создатели из подконтрольного ФСБ ФГУП «Атлас» породили целый алкогольный кризис, навязав рынку программное обеспечение такого качества, что негосударственные компьютерщики рыдали от ужаса и восхищения своеобразным совершенством продукта: надо же, как задорого и как плохо. То есть вовсе не работает.
Относительно недавно была еще торжественная реляция министра образования Фурсенко о появлении в России федерального значения интернет-портала для учителей, школьников и их родителей. И опять
любопытствующие были поражены вначале кривизной портала, а потом неземной суммой в 15 млн рублей, которую за него получили (победив, кстати, на конкурсе) разработчики.
После опять же блогосферного скандала портал перевели в тестовый режим. В коем он пребывает и по сей день. Деньги не вернули, более того, может, придется еще и доплачивать специалистам за нечеловеческие творческие усилия по приведению портала в хоть сколько-нибудь приемлемый вид.
Теперь и дознаватели в ОВД переводят всю свою документацию в компьютер, а поэтому вызывают свидетелей и потерпевших повторно, чтобы поместить их показания туда — в высокотехнологичный, хотя в их случае к сети не подключенный аппарат. Страшно подумать, что будет, когда к ним на рабочие места придет интернет!
Все эти истории должны бы быть о том, как с помощью компьютерных технологий очеловечить страшный мир бумаг и документов.
Представьте, что вы свои вопросы с государством решаете по сети, в электронном виде, и все вам доступно, и нет очередей. Каково?
И электронные бланки анкет, и электронная отчетность, и разного рода порталы министерского уровня, насколько можно понять, шаг именно в этом направлении. Казалось бы, вот она «так близка, так возможна», жизнь почти без присутственных мест. Была, кстати (а может быть, и есть до сих пор) даже целая правительственная программа про это — «Электронное правительство России». Но кажется, это кому-то не тому поручено. Руки ли у исполнителей не из того места растут, глаза ли скошены куда-то в ненужную сторону, но что-то тут не так, товарищи. Может, провести переаттестацию всех сотрудников?