Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Опасная мобилизация

Агрессивная внешнеполитическая риторика постсоветских государств используется их властями для прикрытия собственной неспособности решать внутриполитические проблемы

Агрессивная внешнеполитическая риторика постсоветских государств используется их властями для прикрытия собственной неспособности решать внутриполитические проблемы.

Конец минувшей недели и начало нынешней ознаменовались очередной вспышкой враждебности. Тон задавал классический треугольник Россия--Украина--Грузия. Сначала Верховный суд Украины в очередной раз предписал Черноморскому флоту России передать в ведение украинского министерства обороны все крымские маяки. Одновременно Киев запретил российским кораблям покидать акваторию Севастополя без предварительных объяснений. Украинская кампания по изменению статуса дислоцированного в Крыму Черноморского флота России приобрела особый накал после того, как ВМФ РФ начал крупнейший за все постсоветское время поход в Средиземноморье. Там ожидали и кораблей Черноморского флота.

Но украинские власти поставили условие: Россия должна документально подтвердить, что ее корабли не будут участвовать в военных действиях.

Естественно, ВМФ России отказались выполнять решение украинского суда (межгосударственный договор о статусе российского Черноморского флота по нормам международного права имеет приоритет над решениями местных судов, а действует он до 2017 года).

И. о. президента Грузии Нино Бурджанадзе в очередной раз заявила, что Россия наращивает военное присутствие в Абхазии. Это заявление, независимо от его правдивости, несомненно, является естественным продолжением главной темы PR-кампании перед президентскими выборами Михаила Саакашвили. Он обещал нации восстановить территориальную целостность страны, вернув в лоно Грузии Южную Осетию и Абхазию.

Военного решения проблемы не существует — по крайней мере, сейчас грузинская армия неспособна выиграть войну у своих сепаратистских анклавов.

Но зато есть весьма правдоподобное объяснение, почему это обещание невозможно выполнить: российская армия присутствует в Абхазии и Южной Осетии (там миротворцы, по мнению грузинских властей, занимают однозначно проосетинскую позицию), то есть «враг у ворот».

Сама Россия, кроме вышеупомянутого беспрецедентного похода Военно-морского флота в Средиземное море, а также с помпой возобновленного патрулирования самолетами дальней авиации (большинству из которых более 30 лет) воздушного пространства вдали от наших границ, фактически начала возвращать к жизни идеологию «ядерного паритета» с США. Об этом на заседании научно-технического совета Военно-промышленной комиссии заявил первый вице-премьер Сергей Иванов, курирующий в правительстве оборонную промышленность и считающийся на Западе одним из главных спикеров России по внешней политике наряду с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и, конечно, президентом Путиным: «Военный потенциал, а уж тем более ядерный потенциал, должны быть соответствующими, если мы хотим быть на уровне или хотя бы просто быть независимыми: слабых не любят, не слушают, слабых обижают».

Желание стать «вторыми США» отчетливо звучало и в постоянных словесных нападках президента России на Америку, ставшую единственным полюсом мировой политики. При этом

российская агрессивная внешнеполитическая риторика не учитывает реального соотношения экономической мощи двух стран, а также печального опыта гонки вооружений, приведшей к краху Советский Союз.

Но этого и не требуется. Требуется сказать Западу и российским обывателям, что мы наращиваем военные мускулы, «встаем с колен» и не позволим собственной оппозиции («тем, кто шакалит у иностранных посольств») сбить страну с пути возрождения. Пусть и мнимого. Равно как и украинская риторика вкупе с решениями судов вовсе не направлена на то, чтобы убрать российский Черноморский флот. У Украины нет ни военных, ни геополитических рычагов для решения этой задачи. Так же, как Грузия ничего не сможет поделать с российскими войсками в Абхазии, если они, не дай бог, ввяжутся в боевые действия.

В чем же опасность мобилизационной внешней политики, если за ней не может последовать никаких реальных действий, подкрепляющих слова? В том, что с помощью такой риторики

политическая элита и народ утрачивают адекватное восприятие своей страны и ее окружения.

В том, что власть тратит усилия на то, чтобы, грубо говоря, пудрить мозги людям вместо решения реальных внутренних проблем. «Слабых обижают», — сказал российский высокопоставленный чиновник, считающийся одним из реальных кандидатов на пост президента страны. Но реально полагать, что в начале ХХI века реальная сила и политический вес государства определяется количеством и качеством ядерного оружия, — значит обречь страну на тот самый уровень развития, который в советские времена описывался знаменитым определением СССР как «Верхней Вольты с ракетами».

Новости и материалы
Стоимость размещения сайтов в интернете повысится в января
«Даже сравнивать не стоит»: экс-вратарь «Спартака» о жизни в США и России
Стало известно о крупном долге Влада Бумаги перед налоговой службой
В Венгрии рассказали о посредниках Трампа при решении конфликта на Украине
Двух росийских чиновников заподозрили в нарушениях при госзакупках
Ида Галич продала квартиру и автомобиль
Россия вернула около 40% захваченной ВСУ территории Курской области
Российские военные уничтожили беспилотник в Брянской области
Российскую чемпионку по гимнастике заподозрили в разрыве с мужем
Сотрудники МЧС приступили к тушению пожара на юго-западе Москвы
В Москве перевернулся грузовик с водкой
Россия нарастила поставки газа Европе на фоне отмены транзита через Украину
Названы страны, у которых есть «удостоверение на русофобию»
Эксперт рассказала, как долго продлится первая рабочая неделя в 2025 году
Мошенники придумали новую схему кражи аккаунтов на «Госуслугах»
Премьер Словакии сделал заявление после своего визита в Москву
Песков рассказал о рабочих планах Путина на начало года
Москвичей предупредили о гололедице 23 декабря
Все новости