Люди не любят, когда им говорят правду, и всегда пеняют на зеркало, беспристрастно отражающее их далекий от совершенства лик. Возмущение, которое вызвали рекламные постеры московского ЦУМа, заманивающие в свои торговые ряды юных покупателей, а вернее, их состоятельных родителей, — это, по сути, недовольство общественным зерцалом, которое бесстыдно выставило напоказ то, что принято конфузливо прятать.
Сомнительно, что авторы и заказчики приуроченной к началу нового учебного года рекламной кампании намеревались шокировать почтенную публику или пропиарить свой магазин с помощью скандальных слоганов типа «Кто не в Prada, тот лох!». Публику, которая в состоянии сегодня отовариваться в цумовских бутиках, трудно чем-то шокировать, будь то цены со многими нулями или комментарии к ним с употреблением, так называемой, разговорно-сниженной лексики. И жизнь у тех, кто может позволить себе Prada, особенно по эксклюзивным московским ценам, удалась, и по дороге к этой удаче большинство из них обсуждало отнюдь не высокие темы на декадентском языке поэтов Серебряного века.
Да и вообще, если отвлечься от торговых знаков, товарных брендов и прочего, из-за чего ЦУМом и его рекламной кампанией «Скоро в школу» заинтересовалась ФАС — сочинители подписей под незамысловатые картинки с девочкой и ее игрушками просто воспроизвели применительно к тематике детской моды расхожую современную мораль. Самую что ни на есть заурядную, не только бытовую, но пропагандируемую и на государственном уровне. Причем в весьма близких к высоким первоисточникам выражениях (достаточно почитать стенограммы публичных выступлений Владимира Путина).
В вину исполнителям рекламного заказа можно поставить разве что стилистические нестыковки.
И то это претензия не к составителям текста, а к художникам. С игрушками на плакатах — плюшевыми зайкой и мишкой, отстойными для щеголяющей в Dolce& Gabbana junior юной модницы, вышел явный прокол. «Зайка, которого бросила хозяйка», — ранний советский идеализм стишков Агнии Барто, а любимый плюшевый мишка — чуть более поздний рассказов Виктора Драгунского.
Если плюшевых мишек часто едва ли не в натуральную медвежью величину выросшие советские дети еще и теперь ностальгически дарят детям поколения Барби и Биониклов, то с идеализмом покончено, кажется, раз и навсегда. И слоган «Кто не в+ тот лох!», в которой цумовские работники, напуганные то ли ФАСом, то ли еще кем-то, стыдливо замазали слово «лох», — на самом деле, универсальная формула сегодняшнего дня. Стишок, который детям надо читать на ночь, вместо всяких безнадежно устаревших маршаков.
Подставьте в это волшебное своей емкостью предложение нейтральное слово «тема» и получите искомый результат. «Кто не в теме — тот лох».
Модной темой может быть что угодно. Правильное молодежное движение или вполне взрослая партия, не просто преуспевающая, но находящаяся на хорошем счету у власти компания (еще лучше государственная), наконец, верно позиционирующая себя команда — управленцев, предпринимателей, журналистов и т.п.
Быть в теме очень просто. Не сложнее, чем следить за модными течениями и вовремя менять ставший отстойным белый цвет на ультрасовременный красный или какой-то другой. Большинству сильно преуспевших в жизни россиян на протяжении полутора десятилетий удавалось не только своевременно переодеться из не марочного малинового пиджака в костюм от Ermenegildo Zegna, но и столь же оперативно менять партии, взгляды, покровителей и партнеров.
Если строгое следование моде, неважно в одежде или политике, если не гарантия, то необходимая составляющая жизненного успеха в современной России, то в открытой пропаганде такой жизненной морали, конечно, нет ничего преступного.
Более того, это должно стать составной частью программы по патриотическому воспитанию, которое планируется возродить в образовательных учреждениях. Пусть не каждому школьнику с детства удастся нарядиться в Prada, а, повзрослев, стричь нефтегазовые купоны. Но правильные ориентиры, верные цели, умение выбирать нужные фасоны и оттенки любой житель страны имеет право получать с детства, с пеленок — дизайнерских или нет. И, в общем-то, уже и получает.
Только изощренная казенная пропаганда привычно присыпает эти простенькие до людоедства установки блестками высоких слов о величии страны, заботы о человеке и тому подобными агитационными конфетти.
Лапидарный язык рекламы — речь не только о случайно подвернувшемся под руку ЦУМе — вынужденно срывает с них шуршащие упаковки приличий. Редуцированная с пространных речей до коротких слоганов общественная мораль выглядит слишком циничной. Настолько, что слова « ФАС, ФАС» непроизвольно слетают с нежелающих мириться с обнаженной правдой жизни патриотичных языков.