Прошлой осенью на ТВ показали фестиваль спектаклей Петра Фоменко. Теперь вот «Ленком». За ним, думается, могут последовать и «Таганка» с «Современником», и кто-нибудь из Питера. Ну а уж если доберутся до сегодняшнего МХАТа в Камергерском переулке и неутомимого созидателя Олега Павловича Табакова, то придется делать сразу три фестиваля, или нет, четыре: Большой сцены, Малой, Новой и еще Театра-студии Табакова. И везде, наверное, будут спектакли Кирилла Серебренникова и пьесы братьев Пресняковых. Шутка — совсем не хочется обижать молодых, очень работоспособных выдумщиков, особенно Кирилла Серебренникова, с которым сегодня работают с удовольствием почти все наши театральные звезды. И не только наши, замечу. Да молодец он, чего говорить.
Но вернемся к началу. Вообще, эта идея с театральными фестивалями на ТВ не кажется особо плодотворной. Хотя показывает же Бэлза оперные спектакли в дневное время, и не только в дневное — и ничего.
Но все-таки драматический театр лучше бы смотреть в театре: специфика, как ни крути, а на ТВ можно сделать (и делались в свое время) неплохие телеспектакли. Тем же Марком Захаровым, между прочим, а кроме него были и Виктюк с великолепными «Игроками», и Эфрос с «Господином де Мольером», и Михаил Казаков с любимыми им классическими английскими драматургами… А какой был Тенин-Мегре, а Сухаревская… Это был совершенно особый жанр — интимный театр в твоей комнате, уютный, внимательный к актерам. На домашнем экране крупный план актера, особенно хорошего и с настоящей ролью, совсем по-другому смотрится. Сегодня этого жанра нет. Все больше сериалы, от которых уж половину населения точно тошнит. Ну не получаются человеческие страсти в этой тягомотине. Не тот формат, как сейчас говорят.
Но кое-какой смысл в такой ретроспективе все-таки есть. Во-первых, аудитория — 90 тысяч. Ведь не все российские любители театра могут поехать в Москву или Петербург посмотреть хороший спектакль и любимых актеров. Ни времени, ни денег может не хватить. А на гастроли тоже театр не везде ездит…
Кстати, во-вторых, о деньгах. «Ленком» не самый дешевый театр. Так что такой фестиваль — действительно подарок для тех, кому трудно купить билет.
В-третьих, со времен премьеры «Юноны» так много изменилось и в «Ленкоме», и в театре вообще, и в жизни. В свое время Захаров буквально ворвался на театральную сцену, где сразу стало шумно, ярко, много музыки; рок-группы присоединились к актерам, актеры принялись петь и плясать, а не стоять столбом и произносить речи о пользе чугунолитейных конструкций, или квадратно-гнездовой посадки картофеля, или о партийной совести и душераздирающей истории любви партийного секретаря к замужней женщине, которая давно не платила взносы.
Публика повалила валом и так до сих пор и валит, между прочим. Потому что этот театр уникален.
Практически первые спектакли Захарова, еще в Театре сатиры и потом в «Ленкоме», стали первыми в России мюзиклами на сцене драматического театра. По сравнению с сегодняшними российскими мюзиклами это, может быть, было не так профессионально, но лихо. И сюжеты, надо сказать, отличались напряженностью и масштабом.
Потом появился парадоксальный, остроумный, грустный и образованный Горин со своим взглядом на классику — и опять успех. Успех совместный, всего созвездия — режиссерского, авторского, актерского.
В свое время «Таганка» тоже была созвездием, но после трагического разлома так и не получилось нового звездного единства ни в одном из возникших театров. Вернее, не будем обижать «старую любимовскую гвардию», но и признаем, что сегодня круг поклонников несколько сузился. Это если говорить об актерах. Что же касается Юрия Петровича Любимова, то он чем дальше, тем лучше. Он ведь всегда знал, что ему вполне достаточно для успешного спектакля того материала, который у него есть. Тут есть о чем поразмыслить, но как-нибудь в другой раз.
Но мы о Захарове: на сцене Захаров любит показать настоящих героев, мужчин, занятых серьезными делами, политикой, борьбой за власть. Он любит классику и Горина. И людей, охваченных сильными страстями, мятежных. Я бы сказал, что-нибудь такое французское — типа Liberte, Egalite, Fraternite. А что, разве нет? Разве не о свободе, равенстве и братстве, а также чести и достоинстве «Юнона и Авось» или еще более ранний «Тиль» и более поздний «Мудрец», а также все горинские пьесы, воплощенные и на сцене, и в кино. И еще, конечно, о власти, совести и амбициях. Власть и отношения искусства с властью всегда были очень интересны Захарову. Он сходил во власть, приобрел некоторые впечатления и опыт и, слава богу, вернулся к тому, что и следовало делать: к своему театру. Отсюда, думается, и успех.
<1>И еще самое счастливое и заразительное качество Захарова, а вместе с ним и театра — азарт, кураж. Так играют и Абдулов, и Чурикова, и Лазарев. Так что можно сказать, что Марк Анатольевич прямо какой-то «Папаша Кураж» получается. По-французски «кураж» — это еще и смелость, не забудьте. И, наверное, нужна была смелость первому ставить в Москве классическую еврейскую сагу с русским Леоновым в главной роли, на которой все рыдали в три ручья — так это было и есть проникновенно, нежно, глубоко и трагично…
«Ленком», конечно, театр Марка Захарова. Этим и интересен. Этим и уникален. Сейчас уже почти не осталось театров с главным режиссером--отцом, как это было лет пятнадцать тому назад. Ну что ж, все течет, все изменяется. Но это еще и театр Евгения Леонова, Татьяны Пельтцер, Олега Янковского, Инны Чуриковой, Леонида Броневого, Александра Збруева, Абдулова, Ракова, Лазарева, Саши Захаровой, Маши Мироновой… Извините, если кого забыл.
Удивительно то, что каким-то чудным образом им удалось сосуществовать и творить вместе и успешно в течение всех этих долгих десятилетий. Они не разделились, не скандалили, а работали прямо как у А. П. Чехова. Даже несмотря на уход стариков, на административные и киношные заботы Олега Янковского, съемки актеров в сериалах, рекламах и т.д., они работают вместе, составляя уникальное созвездие и не толкаясь в очереди к раздаче призов. Счастливые!
Автор — обозреватель «Независимой газеты», специально для «Газеты.Ru-Комментарии».