Ровно пять лет назад в самарском селе Кузькино Владимир Путин объявил, что в скором времени десять тысяч российских школ получат доступ в интернет. Публике рассказывали про спутниковые тарелки, которые приобщат детей из глубинки к знаниям, которых недостает в недоукомлектованных школьных библиотеках.
Аудиторы Счетной палаты выяснили, что спутниковый интернет не работает не только по всей России, но и даже в обратившем на себя президентское внимание Кузькине. И на пуско-наладочные работы нужно найти еще 7$ миллионов в дополнение к 3 $ миллионам, потраченным на закупку техники. А отвечать за неэффективное расходование бюджетных средств некому - ни Федеральное агентство по образованию, ни Министерство образования и науки не отвечают за действия ведомства прежнего министра Владимира Филиппова.
Специалисты еще в 2000 году предупреждали: из затеи со спутниковым интернетом ничего не получится. Принцип работы тарелок, закупленных для школ, предполагает, что входящий сигнал приходит с орбиты, а исходящий отправляется через телефонную сеть. А телефонию на селе тянули еще немцы, при отступлении. В Министерстве образования на это отвечали, что появление тарелок, возможно, станет «локомотивом» телефонизации деревни.
Через несколько лет случились памятные всем пожары в школах, и подчиненные Шойгу подсчитали, в скольких образовательных учреждениях есть телефон, чтобы хотя бы вызвать пожарных. Оказалось, что двадцать тысяч школ на селе, или каждая третья школа страны, не имеют даже телефонной розетки.
Впрочем, министерство, как Рабинович из анекдота про одесское пароходство, свои обязательство выполняло. И через тарелки в школы шел ведомственный спам - инструкции, приказы, формы отчетности…
Попробовали было рассылать в электронном виде учебники и журналы, но не смогли договориться с обладателями авторских прав.
Впрочем, на местах нашли тарелкам свое применение. Например, в одном случае две спутниковые антенны, доставшиеся району, хранятся под замком в районном управлении образования. Накануне вышестоящей инспекции их распаковывают и вешают там, куда собираются нанести визит проверяющие. Интернета, конечно, нет, зато ощущение, что вид такой, будто перед вами не школа, а центр связи ракетно-космических войск.
В другой деревне учительница использует тарелку, нацеленную строго на юг, как компас на уроках географии. Стоит такой компас полтора миллиона рублей.
Кроме отсутствия телефонных линий, интернетизация провалилась еще по нескольким причинам. Выигравшие министерский тендер компании запрашивали за сервисное обслуживание тарелок суммы, сопоставимые с затратами на монтаж и наладку антенны. Деньги на это должны были найти сами директора школ. И за траффик они тоже должны были платить сами. Неудивительно, что во многих местах тарелки просто отключили.
После того, как картина неудавшейся информатизации стала ясна, аудиторы Счетной палаты заглянули в документы, согласно которым эта информатизация проводилась. Это федеральная целевая программа (ФЦП) РЕОИС - «Развитие единой образовательной информационной среды». Выступая перед депутатами Думы, бывший вице-спикер Совфеда, а ныне аудитор Валерий Горегляд обрисовал состояние РЕОИС весьма лаконично: «Цели и задачи программы сформулированы нечетко, индикаторы и показатели эффективности отсутствуют».
- Президент ставит задачу подключить к интернету еще двадцать тысяч школ. По той же схеме подключать будем? - поинтересовался депутат Борис Виноградов, бывший замминистра образования.
<1>Приглашенные в Думу кураторы ФЦП из числа чиновников нынешнего образовательного ведомства предпочли вопроса не заметить. Сегодня для них РЕОИС - прошлое. Практически все ФЦП слиты в одну под названием ФЦПРО - федеральная целевая программа развития образования. Во всех документах она значится как «организационная основа государственной политики в образовании». Правительство еще не утвердило даже концепцию ФЦПРО, но 8 миллиардов рублей на ее реализацию уже заложены в проект бюджета на 2006 год.
Целевые программы и раньше не отличались прозрачной отчетностью - бывало и так, что изрядная доля финансовых средств проводилась по статье «прочие нужды».
Но без утвержденной концепции ФЦПРО становится вообще черной дырой, куда уходит практически все деньги, которые государство дополнительно выделяет на образование.
…И президент Путин, и министр Фурсенко, представляя новые приоритетные проекты в образовании, утверждают, что 10 тысяч российских школ уже подключены к интернету. И если подключить еще 20 тысяч, интернет появится в каждом втором общеобразовательном учреждении страны. По данным Счетной палаты, реально установлены в школах лишь 5 тысяч тарелок, остальные лежат на складах. Из тех, что установлены, работают 20%, то есть одна тысяча. Это итог пятилетней программы информатизации. Сколько лет понадобиться, чтобы установить еще 20 тысяч спутниковых антенн и дождаться, чтобы все они заработали, подсчитать несложно. Вряд ли президент с министром не в курсе ситуации. Похоже, они просто считают страну одной большой деревней Кузькино.