Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Пироги с полюсами

Географические границы русской словесности сегодня не просто размыты, они практически отсутствуют.

Охота на московские клубы интеллектуалов хоть и принесла «нашим» охотникам два погорелых трофея, но не смогла остановить волну энтузиазма. Молодые и не очень, но всегда либерально настроенные авторы и их почитатели все равно находят места для собраний. Так, на этой неделе в кафе-клубе «Пироги» на Никольской прошли поэтические чтения в рамках проекта «Полюса». По-видимому, авторы идеи, воодушевленные идеалами плюрализма, имели в виду приглашать эстетических — не идеологических же — противников и устраивать турниры между представителями разных литературных вероисповеданий. Трудно сказать, получилось ли на этот раз, хоть публика и была довольна.

На подиуме оказались два известных поэта одного поколения — Татьяна Щербина и Алексей Парщиков. Помимо известной разнополюсности полов и индивидуальности манер они разведены и местами постоянного обитания: первая курсирует между Москвой и Парижем, второй давно осел в Германии, в Кельне. Кроме того, с целью разнообразить программу Татьяна читала свежие стихи, Алексей — давние, оставшиеся на слуху почитателей еще со времен его московского резидентства и ставшие чуть не классикой в кругу почитателей. На вопрос из зала, как и где искать «точные слова», Парщиков, не смигнув, ответил: «Около». В этом тоже разница: Щербина предпочитает метить прямо в цель…

Жизнь оседлых артистов, воспитанных некогда в плавильне московской богемы 80-х, и бытие их бывших соседей по тому же тиглю, но ставших «гражданами мира», теперь опять прочно переплелись — на здешней почве. Границы открыты, интернет раскален от переписки, к тому же печататься русскоязычному автору, живи он хоть в Австралии, практически удается только здесь.

Удаленность места жительства и творчества никак не препятствует тому, что все заметное фокусируется в Москве, в клубах, журналах и издательствах, хотя все более заметна и питерская составляющая этого процесса.

Понятие «эмигрантская литература третьей волны» исчерпало себя и ушло в историю. Скажем, давнишнюю обитательницу парижского предместья Марию Васильевну Розанову легче встретить в книжном магазине на Мясницкой, чем в лавке «Имка-Пресс». Эмигрант с 25-летним стажем гражданина США Василий Аксенов в последние год-два опять сделался московской литературной звездой первой величины, печатая новые романы, перепечатывая старые книги, экранизируясь на ТВ и находя время для довольно активной светской жизни. Все как в 70-е, будто никуда и не уезжал. «Немец» Владимир Войнович тоже полностью восполнил свое многолетнее отсутствие. В Москве вышла последняя книга «француза» Анатолия Гладилина. На родине умер Алеша Хвостенко, много лет не покидавший Париж. Не желает возвращаться в свои парижские апартаменты и Толстый, в миру Володя Котляров, и не расстается с мечтой о новом здешнем литературном журнале. В шорт-листах русского «Букера» и конкурса «Национальный бестселлер» никого не удивляет наличие имен обитателей забугорья — от Испании до Швейцарии. И даже эмигрантские отношения бывшие «отщепенцы» предпочитают выяснять по месту рождения: хороший пример — московская книга давней парижанки Киры Сапгир, в которой она возвращает всем эмигрантским сестрам по серьгам.

Географические границы русской словесности, таким образом, не просто размыты, но отсутствуют. А вот как быть с пресловутой здешней «самобытностью»? По-видимому, творений Мамлеева и Проханова достаточно, чтобы не беспокоиться по поводу возможной утраты идентичности. Но главное и наиболее востребованное критиками и членами жюри различных премий течение нынешней русской прозы — это ориентация на новые образцы европейского романа. Свободное обращение с историей, мультикультурные параллели, мифоподобие и интеллектуальные экзерсисы, вольные эротические рефлексии и унифицированный стиль — все эти признаки присутствуют в нынешней русской прозе так плотно, что она вполне может сойти за хорошо выполненный подстрочник. Кстати, недаром здесь так моден был японец Мураками — так сказать, Пелевин Страны восходящего солнца, тоже отказавшийся от чисто японского колорита в пользу не американского даже, но европейского менталитета, пусть его антураж и багаж несколько устарели в сравнении хоть с Уэльбеком. Впрочем, он пишет о своем поколении, которое еще напевало себе под нос какой-нибудь «Норвежский лес».

<1>Эта тенденция не должна расстраивать, к тому же в ней можно увидеть и симпатичные стороны. С помощью этих авторов в русский культурный оборот исподволь вводятся новые приемы и новые стандарты. И какой-нибудь гибрид Толкиена с Фолкнером становится модным русским романом, что вовсе не так плохо в отсутствие нового Достоевского. Ведь даже читатели Акунина, никогда не ведавшие о существовании Умберто Эко, учатся разгадывать страшные русские тайны в готическом изводе, что, безусловно, расширяет их культурный кругозор. А прославленный роман «Ночной дозор» ввел в интеллектуальный оборот масс не конфликт красных и белых, но совсем манихейское глобальное противостояние сил зла и добра. Правда, в этом случае уже попахивает американской кинопопсой, где Человек-пингвин вознамерился уничтожить мир, тогда как Человек — летучая мышь вам этот самый мир поп-корна и счастья спасет в сжатые сроки и вернет на блюдечке. Цвет каемочки вы и сами угадаете без труда.

Автор — обозреватель «Независимой газеты», специально для «Газеты.Ru-Комментарии».

Новости и материалы
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Ляйсан Утяшева выложила видео в платье с прозрачной юбкой
В бундестаге допустили визит Шольца в Москву
Звезда фильма «Три плюс два» рассказала об угрозах от коммунальщиков
Путин назвал выпуск «Орешника» историческим событием
«Мне их жалко»: глава РФС о фото игрока «Локомотива» с охоты
В Казани заявили о недоступности укрытий по 30 адресам во время атаки БПЛА
Все новости