Поскольку все в природе взаимосвязано, неудивительно, что параллельно природным катаклизмам у берегов Америки начинает штормить и нефтяной рынок.
За одну торговую сессию цена выросла более чем на 7%. Во вторник утром в Нью-Йорке нефть торговалась у отметки $67,1 за баррель. На торгах фьючерсные контракты на нефть сорта Light с поставкой в октябре подорожали больше чем на $4 — до $67,4 за баррель. В Лондоне ноябрьские контракты на нефть сорта Brent поднялись в цене на $3,8 — до $65,6 за баррель. Это собственно, нормальная реакция рынка, который опасается, что «Рита» добьет нефтяную инфраструктуру в Мексиканском заливе и Техасе.
Опасается он заранее, поскольку предположить, насколько разрушительными будут последствия нового шторма для американской нефтяной индустрии и, соответственно, для мирового рынка нефти, сейчас довольно сложно.
На этом непростом фоне, что называется, в самое время проходила конференция ОПЕК, на которой главным был вопрос о том, стоит или нет в сегодняшней ситуации поднимать квоты. На повестку дня стандартно вынесли пункт о повышении уровня добычи на 500 тыс. баррелей в сутки.
При этом некоторые страны такую идею одобряли, другие выступали с противоположными инициативами — об уменьшении нефетедобычи. Например, по словам министра нефти Ливии, бессмысленно увеличивать объем добычи в условиях, когда нефтеперерабатывающие мощности стран-потребителей и так нагружены до предела и просто не справятся с дополнительным потоком. В итоге решили оставить на прежнем уровне, однако взять на себя обязательство увеличить добычу на 2 млн баррелей, как только возникнет необходимость в дополнительных поставках.
Таким образом, ОПЕК предложит свои свободные добывающие мощности, которые составляют около 2 млн баррелей среднесуточной добычи, любому потребителю, который попросит дополнительных поставок. И как было сказано выше, ОПЕК пытается избежать дефицита поставок нефти в свете новой угрозы урагана в США.
В целом, понятно, нефть дешеветь похоже не собирается. На внешнем рынке — новые угрозы, рост потребления энергоносителей глобальной экономикой и пр. Но нам, конечно же, интереснее, что в связи с этим происходит на российском внутреннем рынке, поскольку дополнительные доходы от высоких цен на нефть волшебным образом никак не улучшают экономическую ситуацию. В частности, главной и весьма неприятной новостью в последнее время стал вопрос о бурном росте цен на бензин. Особенно бодрым на этом фоне выглядело обещание правительства о сдерживании инфляции.
Предметом обсуждения стала привязка внутреннего рынка к внешней конъюнктуре за счет системы налогообложения. На прошлой неделе началась дискуссия о том, как отвязать внутренние цены от налога на добычу полезных ископаемых (который считается от мировых цен). Дальше всех продвинулся Герман Греф, который предложил ряд долгосрочных системных мер, призванных стимулировать рост добычи нефти в России. Помимо наращивания темпов роста добычи в качестве одной из долгосрочных мер, способных стабилизировать цены, предполагается возможность налоговых каникул по НДПИ при разработке новых месторождений.
Но цены на бензин на фоне дискуссий благополучно продолжали расти, а остановились они, когда на встрече Минпромэнерго с представителями компаний «Роснефть», «Сургутнефтегаз», ЛУКОЙЛ, «Сибнефть», BP-ТНК и «Татнефть» была достигнута договоренность о введении нефтяниками моратория на рост цен на топливо до конца 2005 года. Все вроде довольны. Чиновники рассчитывают, что это поможет удержать инфляцию в пределах 11%. Другие эксперты указывают, что фиксация цен — небольшая жертва и скорее выгодна самим нефтяным генералам, чем кому-то еще.
<1>Пикантность этому вопросу придает то, что непонятно, кто кого «нагнул». Суперлояльность нефтяников, даже с оглядкой на дело ЮКОСа, сомнительна. Заявления о понимании последних нужд экономики выглядят не очень убедительно. Зато более убедительно выглядит тезис о том, что вопрос о регулировании розничных и оптовых цен на бензин недостаточно проработан ФАС.
Также стало понятно, кто хозяин положения в текущей ситуации.
На мой взгляд, явно не правительство. Поскольку для решения локальной задачи (рост потребительских цен в заданных пределах) применяются механизмы, достаточно далекие от рыночных и совсем непрозрачные.
И вот до января есть время подумать, на каком виде транспорта выгоднее передвигаться. Логично, что это будет не автомобиль, поскольку сентябрьское повышение цен покажется смешным по сравнению с началом 2006 года. При этом, если мировой рынок уверенно перешагнет рубеж $70–80, можно покупать велосипед.
Объективно оптовая и, соответственно, розничная цена зависит от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который, в свою очередь, находится в прямой зависимости от мировых цен на нефть. При этом по ряду причин, изложенных выше, можно прогнозировать именно рост цен на нефть. Вероятность того, что расчет НДПИ изменится за три месяца, кажется не очень высокой, поскольку этот вопрос обсуждается не первый год и реальных подвижек пока нет.
С другой стороны, если мировые цены не вырастут или даже несколько упадут, нефтяные генералы с удовольствием повысят цены, так как они это обещали и потому что они могут это сделать. Механизм при этом будет использован такой же, как и сейчас.
Соответственно, глупо предполагать, что нефтяники не захотят заработать дополнительно, тем более они вроде когда надо пошли навстречу. Разница в двух сценариях, наверное, только в темпах. В первом случае рост будет во второй половине января, во втором случае растянется на первый квартал 2006 года.