В России (особенно в период СССР) идеологическая часть власти всегда любила использовать наработанные находки, в просторечии именуемые штампами. До сих пор приятно вспомнить об «обрядившихся в тогу защитников демократии» поджигателях «холодной войны». Сегодня поменялась лишь содержательная часть риторики, а говоря современным языком, слоганы, сам же принцип постоянного использования заезженного инструмента остается без изменений. Например, одна из самых популярных — фраза о двойных стандартах. И, как это традиционно и было принято, внешние силы обвиняются ровно в том, что вполне спокойно употребляется самим обвинителем. С одной стороны, внутри страны всячески инициируется и поощряется антизападная риторика. По той очевидной причине, что гораздо проще собственные неудачи и профессиональную несостоятельность объяснять такой родной и привычной «закулисой». С другой — российская власть всячески подчеркивает свое стремление к интеграции в цивилизованное западное сообщество и постоянно объявляет о своих успехах в этом деле. Одним из подтверждений последнего приводится все возрастающее (как это преподносится внутри) значение России в «большой восьмерке». Что, в свою очередь, должно, по мысли пропагандистов и патриотов-государственников, служить серьезным доказательством роли, которую Россия играет в современном мире.
Претензии на первые роли в мире накладывают на страну, которая их предъявляет, дополнительные, очень тяжелые обязательства. Мало говорить о своем превосходстве, его надо подтверждать, регулярно предъявляя миру доказательства.
Если таковых нет, претензии воспринимаются с изрядной долей иронии, которая накладывается на отношение к стране в целом.
Владимир Путин утвердил состав организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства России в «большой восьмерке» в 2006 году.
Председателем стал помощник президента Сергей Приходько, его заместителями назначены управляющий делами президента Владимир Кожин, директор Федеральной службы охраны Евгений Муров, помощник президента, российский «шерпа» в «группе восьми» Игорь Шувалов. Кроме того, оргкомитет укреплен представителями президентской администрации, руководителями различных министерств и ведомств, а также губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко, которой и предстоит принимать саммит «большой восьмерки». При оргкомитете создан экспертный совет, во главе которого встала президент фонда «Центр стратегических разработок» Эльвира Набиуллина.
Валентине Матвиенко и другим ответственным лицам, в задачу которых входит решение технических и организационных вопросов, предстоит немало потрудиться. Однако чиновникам, которые будут работать над содержательной стороной саммита, придется намного сложнее.
Диалог России и других членов «большой восьмерки» становится все более напряженным, и год председательства нашей страны в G-8 может стать нелегким испытанием для всех участников процесса.
Эксперт Московской школы политических исследований, бывший советник экс-президента США Била Клинтона по делам России Тоби Гати заявила недавно агентству «РИА-Новости», что международное сообщество озабочено направлением внутриполитического развития России и на Западе боятся того, что Россия своими действиями может сама отдалиться от «большой восьмерки».
По большому счету, противоречивость российской политики давно не является ни для кого секретом. Формально, судя по заявлениям официальных лиц, Россия по-прежнему привержена идеалам свободы и демократии, а периодически возникающие казусы обусловлены либо трудностями переходного периода, либо российской спецификой.
Повседневная практика решительно расходится с официальной пропагандой. В год председательства России в «большой восьмерке» противоречие станет еще более вопиющим.
<1>Каждый новый шаг Кремля в направлении свертывания демократических свобод и упразднения или сознательной дискредитации институтов гражданского общества будет ставить других участников «большой восьмерки» в сложное положение. Трудно предположить, что Кремль на годик изменит свой внутриполитический курс. Таким образом, Запад будет вынужден усиливать давление на Россию. А это в ответ еще больше стимулирует энергичную антизападную риторику, которой и без того достаточно в официальных российских СМИ.
Сказать прямо и откровенно о том, что настоящим врагом является пресловутый Запад, мешает только все более откровенная зависимость нынешней России от развитых стран. История с подъемом батискафа АС-28 стала лишним подтверждением того, что нашей стране все труднее решать свои проблемы без чужой помощи. За пять лет, прошедших после гибели атомохода «Курск», руководство страны не смогло обеспечить флот страны необходимым для спасения подводников оборудованием. При том что, даже по бюрократической логике, именно таких аппаратов должны были купить в изобилии.
Примеры можно продолжать, но очевидна линия: при всех разговорах об укреплении государства страна становится все слабее.
И даже в области балета мы уже не впереди планеты всей. На многие другие достижения в нужный момент может не оказаться британской спасательной техники. Конечно, это позволит искренне обвинить Запад в его новых происках, но если объективно оценивать ситуацию, то не факт, что в своем нынешнем состоянии Россия сможет воспользоваться всеми преимуществами, которые сулит роль председателя в «большой восьмерке». Потому в том числе, что реальная интеграция в цивилизованную часть мирового сообщества недостижима при такой активной поддержке антизападной политики внутри страны.