Ссылки на литературные аналоги весьма украшают публицистические тексты, а также оповещают читателя о хотя бы минимальной учебной подготовке автора. При этом они далеко не всегда хороши и уместны — и тем, что иногда позволяют замещать отсутствие некоторой собственной авторской мысли, и тем, что, будучи неточными, искажают описываемую с помощью художественного приема картину. Но порой именно литературный аналог становится одновременно и мыслью, и уместным аналитическим инструментом. В частности, в связи с последней обсуждаемой информацией невозможно обойтись без известной басни Крылова под названием «Квартет».
Вновь возникшие разговоры о реформе силовых структур, сопровождаемые некоторыми комментариями неназванных источников, сводятся к тому, что за ФСБ планируется оставить функции борьбы с терроризмом, защиты конституционного строя (то есть то, за что отвечало бывшее пятое управление КГБ СССР) и борьбы с внутренней коррупцией, то есть подразделение, которым предполагается заменить службы собственной безопасности различных силовых структур. К МВД, опять же предположительно, отходит, а вернее, возвращается борьба с экономическими преступлениями.
Собственно, именно реформы силовых структур представляются в новейшей России наиболее живыми, поскольку происходят почти беспрерывно, хотя и с труднонаблюдаемым эффектом. Что, собственно, и вызывает некоторые сомнения в том, что очередная окажется полезней предыдущих.
И главных проблем здесь, пожалуй, две. Одна из них сформулирована еще тов. Сталиным и говорит о том, что главная ценность у нас — это наши люди. Проще говоря, если человек уже приучен употреблять свои данные государством полномочия с определенными приоритетами в сторону личной полезности, то так он будет исполнять любые функции и уж особенно функции контрольные. Другая особенность нашего времени состоит в том, что практически любая силовая структура в той или иной форме оказывается сопричастна к коммерческой деятельности. Неважно, происходит ли это в форме простого оказания специальных услуг предпринимателям либо, что считается более прогрессивным, участием в том бизнесе, который по принадлежности так или иначе попал в поле действия представителей той или иной структуры.
Поэтому, на первый взгляд, перетасовка передаваемых функций напоминает, в первую очередь, некоторое перераспределение возделываемых благодатных почв, а вовсе не попытку реально улучшить ситуацию.
Иногда это так сложно сделать, что и по сей день управление по борьбе с оборотом наркотиков, которое пока непонятно где остается, вполне благополучно уживается со специально созданной, отдельной службой наркоконтроля.
Во всех этих попытках, даже если предположить достаточную степень искренности инициаторов, нельзя не учитывать еще одно обстоятельство, которое может оказаться решающим фактором призрачности благих намерений. Состоит оно в том, что совершенно справедливо представители спецслужб, говоря о новом прогрессивном времени, утверждают, что ФСБ не совсем то, что критикуемое за годы репрессий и преследование инакомыслящих КГБ. Признавая естественную необходимость спецслужб для любого государства, конечно, аплодировать советскому КГБ и сам бы подождал, и другим бы не советовал. Но одно совершенно точно: прежнему КГБ легко можно было поручить борьбу с коррупцией, потому что такого явления среди его офицеров не было. Сегодня сказать то же самое про его преемника пока сложно, поскольку в соответствии с веяниями времени, о чем было сказано выше, эта организация, а вернее, ее сотрудники так или иначе связаны с хозяйственной деятельностью. И так же, как справедливо осуждаемая общественным мнением (больше ничто не грозит) система МВД, участвует в бизнесе и оказании услуг коммерческим структурам.
<1>В 70-е годы было известное корпоративное противостояние МВД и КГБ, связанное не в последнюю очередь с тем, что МВД при Щелокове заложило основы свободного отношения сотрудников правоохранительных органов к закону и своим обязанностям, и часто для хотя бы частичного купирования масштабов этой удали привлекалось именно КГБ. Сегодня все это выглядит несколько по-другому. Достаточно вспомнить комментарий одного из руководителей московского УВД во время первого дела «оборотней в погонах», произнесенного, видимо, в сердцах, но, пожалуй, со знанием дела. Мысль была такая, что и они бы могли легко нагрянуть в аналогичное подразделение ФСБ и также добыть адекватное количество оборотней.
То есть основными факторами, сопровождающими очередную реформу, остаются прежние: новый характер противостояния двух ведущих спецслужб при уравнявшемся отношении к закону и офицерской чести, а также многократно обсуждаемый вопрос о существенных противоречиях внутри самого ФСБ между различными группами. Функции меняются, люди остаются.
В результате взаимное перераспределение функций вместо декларируемого результата может оказаться новым катализатором того популярного в России современного процесса, который именуется спором хозяйствующих субъектов.
Иногда это еще называется переделом сфер влияния, но, поскольку сегодня конвертация административного ресурса в материальный результат является основным стимулом государственной службы, первое определение оказывается достаточно точным.