«Вполне можно говорить о недостаточном внимании РАО ЕЭС к текущей деятельности компании, — заявил вчера президент России Владимир Путин. — Нужно заниматься не только глобальными проблемами по политике компании и ее реформированию, но и уделять внимание текущей деятельности».
Недовольны Чубайсом и депутаты. Фракция «Родина» намерена на ближайшем же заседании Госдумы поставить вопрос о его отставке. «Мы давно утверждали, что Чубайсу не место в руководстве такой крупной монополии, и то ЧП, которое сегодня произошло в Москве, лишь доказывает нашу правоту», — заявил «Интерфаксу» член фракции Иван Харченко. Того, что вопрос об отставке Чубайса может быть поднят в Думе, не исключила и первый вице-спикер Любовь Слиска.
Не смогла промолчать и Генпрокуратура: против руководства РАО ЕЭС возбуждено дело по обвинению в халатности и злоупотреблении полномочиями. «Мы понимаем, что в настоящее время Анатолий Чубайс занят ликвидацией последствий аварии, однако сразу после этого он будет вызван на допрос к следователям прокуратуры», — сообщила журналистам представитель Генпрокуратуры Наталия Вишнякова.
Ветви власти словно соревнуются в том, кто внесет больший вклад в отставку Анатолия Чубайса. Хорошо, конечно, что за аварию вообще кто-то ответит – в смысле не стрелочник.
То, что общество – ну или по крайней мере власть – ставит вопрос о персональной ответственности того или иного руководителя в случае ЧП на вверенном ему участке, на мой взгляд, необычайно положительный знак.
Но ведь отключение Москвы от света не единственная катастрофа, произошедшая в России за последние, скажем, пять лет. Были Беслан и «Норд-Ост», гибель «Курска», два пропавших самолета и два теракта в Грозном (взорванные Дом правительства и стадион). Были, между прочим, и наводнение в Якутске, и пожар в Останкино, и избиение – безнаказанное, насколько я понимаю — милицией сотен граждан в Благовещенске, и разгром офиса «госкомдури» в Нальчике, откуда неизвестные унесли несколько сотен стволов. Примерам более крупных или сопоставимых по масштабам катастроф несть числа.
Морские офицеры, в том и числе и высшие после гибели подлодки сами подали рапорты об отставке. Может быть, конечно, глава ФСБ после каждого теракта тоже кладет рапорт на стол, но публике об этом ничего не известно. Равно как ничего не известно о рапортах топ-менеджеров Госнаркоконтроля, МВД, руководителей субъектов федерации. Думаю, ни они сами, ни их начальство даже и не задумывались о персональной ответственности проваливших свое дело товарищей.
Почему-то молчит в таких случаях и Дума, и Генпрокуратура, и даже сам Владимир Путин не рискнет назвать виновных. Понятно, что во всем виновен мировой террористический интернационал, но ведь кто-то за ним, вероятно, недоглядел, нет?
Если Чубайс после устранения последствий аварии должен будет явиться на допрос в Генпрокуратуру, то, наверное, некто Патрушев должен вообще ходить в это ведомство как на работу – давать объяснения не по одному, так по другому эпизоду.
«Родина» готова ставить вопрос о Чубайсе или Зурабове, но не упаси боже о Черкесове или Нургалиеве.
И что-то не слышно было о том, что Любовь Слиска готова поднять в Думе вопрос об отставке кого-то из перечисленных выше персон.
Другое дело, конечно, Анатолий Чубайс. Считается (а скорее всего, так и есть), что он крайне непопулярен в народе, настолько, что сама по себе атака на него способна принести немало электоральных баллов. Человек, носящий на лацкане пиджака значок «Я снял Чубайса», по большому счету, может не беспокоиться об исходе выборов, в которых он рискнет принять участие, – в политсовет «Единой России», в Совет федерации.
Понятно, что если глава РАО ЕЭС и уйдет в отставку, то все лавры достанутся Владимиру Путину, однако очков можно набрать, даже просто поучаствовав в этой вакханалии.
<1>Отставка Чубайса – тот редкий случай, когда интересы власти и устремления общества совпали. Примеры такой синергии, как показывает практика последних лет, единичны. Понятно почему. Политиканы — в Думе или в исполнительной власти – заняты главным образом наращиванием своей собственной «капитализации».
Может быть, наехав на Патрушева, можно было заработать не меньше баллов, но издержки окажутся слишком высоки.
Система назначения на руководящие должности — а самое главное, мотивы увольнения – абсолютно непрозрачны. За что, за какие такие успехи в Северо-Западном федеральном округе Виктора Черкесова перевели в Москву (не более очевидны, кстати, и успехи его противника Владимира Яковлева в Южном федеральном)? Почему, несмотря на теракты, сохранил пост руководителя ФСБ Николай Патрушев? За что сняли Михаила Касьянова?
Может быть, катастрофы в России происходят так часто в том числе и потому, что у профильных руководителей нет мотивации любой ценой предотвращать их? Остается надеяться, что по крайней мере в электроэнергетике такая мотивация появится.