Заседание правительства по поводу концепции развития автопрома несколько напоминало работу закрытой религиозной секты, члены которой умело оперируют заученными заклинаниями, но крайне неохотно меняют содержание прежде озвученных речей. Безусловно, некоторые существенные сдвиги, во всяком случае в сознании участников обсуждения, произошли. Теперь, говоря о задачах отечественного автопрома, они имеют в виду не только наши замечательные главные и традиционные автозаводы, выпускающие отечественные движущиеся механизмы, но и производства по сборке автомобилей иностранных марок. Тем не менее, исходные оценки ситуации несколько затрудняют подъем оптимизма у потенциальных потребителей.
В частности, на заседании премьер Фрадков заявил, что в России необходимо «сохранить и наладить производство автомобилей, способных конкурировать с импортными». Угадать, какие автомобили премьер имел в виду, крайне сложно.
Вообще, поиск отсутствующей кошки в темной комнате есть не процесс с результатом, а некоторая игра ума.
Неконкурентность российских автомобилей по соотношению цена — качество появилась не вчера. А после удачной лоббистской работы по повышению таможенных защитных пошлин это соотношение перестало соответствовать вообще каким-либо приличиям. Столь же «высококонкурентны» наши автомобили и по безопасности, не говоря о качестве сборки.
Повторять эти общеизвестные соображения стоит хотя бы потому, что без точной оценки реальной ситуации в секторе производства отечественных марок автомобилей сложно говорить о какой-то системной программе развития автопрома. Дело в том, что объем производства иномарок на российских производственных площадях пока очень невелик, да и конкурировать по качеству с аналогичными авто, собранными за границей, наши «иностранцы» пока полностью не могут.
Стоит упоминания еще одно заявление премьера из области лозунгов-заклинаний — про то, что у российского автопрома есть «богатый опыт, производственные мощности и кадровый потенциал». Все это справедливо, но в основном в прошедшем времени. Это касается и оборудования, и всего остального. И здесь существует достаточно серьезная проблема, которая состоит в том, что перспективные производственные планы составляются исходя не из современного состояния этого производства, а того, каким оно было лет двадцать назад.
Мало способствовать поставленным задачам будет и расширение политики таможенной поддержки отечественного производителя.
<1>Не надо быть Кассандрой, чтобы понять, что повышение таможенных пошлин на иномарки позволит отечественному автопрому, никак не улучшая качество и не развивая производство, просто поднимать отпускные цены. Что автозаводы незамедлительно и сделали. Теперь рассматривается новое предложение о том, чтобы облагать дополнительными пошлинами иномарки начиная с трехлетнего срока выпуска. И дело не в том, что это осложняет или вообще закрывает рынок частного автоперегона. Это в конце концов, рано или поздно, все равно должно войти в более цивилизованную форму. Беда в том, что восьмилетняя иномарка все равно качественнее и надежнее, чем новые «Жигули», в которых по-прежнему после заводской сборки надо проверять и докручивать все тяги и гайки.
Это откровенная работа против потребителя, который вынужден будет приобретать за ту же цену худший, хотя и отечественный товар.
Такой вот странный способ поддержать отечественного производителя за счет отечественного же потребителя. В конце концов, без реальной конкуренции никакая, даже самая красивая программа никаких положительных результатов не даст.
На том же заседании правительства было сообщено, что с 1 января будущего года в России планируется ввести экологические стандарты «Евро-2». Новость, безусловно, отрадная для автоинспекции, получающей существенное расширение «штрафной базы». Видимо, в силу занятости и проезда в спецсопровождении наши министры не видят, какого состояния российские автомобили катаются по столице. Можно представить их состояние в отдаленных регионах. Это что касается уже произведенной и реализованной продукции. Непонятно и то, каким образом за несколько месяцев наши автозаводы смогут перестроить производство и сборку отечественного средства передвижения. Единственное, что они, безусловно, успеют, так это поднять цены в связи с дополнительными расходами по обеспечению указанных экологических стандартов.