Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Вузы второй свежести

Вопрос не в том, сколько денег вкладывается в систему образования, а в том, какие отношения в ней господствуют.

В конце прошедшего года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) устроила тотальную проверку вузов Самарской области. Из пятидесяти трех высших учебных заведений ее без проблем прошли только два. В остальных инспекторы обнаружили «существенные нарушения», а восемь на полгода лишились лицензии. В самарских газетах писали, что областной министр образования и науки Ефим Коган сам вызвал огонь на себя. Дескать, к министру пришли возмущенные работодатели и сказали: что-то у вас специалисты какие-то странные: диплом есть, а знаний нету. Министр призвал на свою голову все возможные кары. И они не замедлили явиться — в виде проверяющих из Рособрнадзора.

В принципе, министр Коган мог просто отправить работодателей по адресу: Люсиновская, 51, где располагается Федеральное агенство по образованию. Эта структура управляет вузами и отвечает за все, что в них происходит, поскольку все вузы России до сих пор находятся в федеральном подчинении. Однако господин Коган предпочел кликнуть инспекцию. Или его об этом попросили. Получилась замечательная комбинация: сознательный гражданин и министр сигнализировал, Рособрнадзор отреагировал и проверил. Минобрнауки и Федеральное агентство по образованию, про существование которого знают, похоже, только десяток журналистов, остались в тени. А ректоры и вузы — на самом свету.

Результаты самарской проверки были известны сразу после новогодних каникул, но глава Рособрнадзора Виктор Болотов на все вопросы журналистов отвечал: еще не время. Время наступило в первых числах февраля. Вся страна узнала, что в Самарской области, в одном из самых продвинутых в плане образования регионов, лицензионным требованиям полностью соответствует лишь один вуз из двадцати пяти. Реакцию представить несложно: Господи, а что же в других-то творится? А тут как раз министр образования и науки Андрей Фурсенко в одном из своих интервью рассказал между делом, что надо бы поделить все вузы страны на три сорта: «десять-двадцать мультидисциплинарных национальных университетов, сто-двести вузов второго эшелона и так далее». Логика министра понятна: отделить агнцев от козлищ, а зерна от плевел. Впрочем, сам Фурсенко воспользовался менее избитой метафорой. «Это как в спорте, — сказал он. — Никого же не удивляет, что одни команды играют в высшей лиге, а другие — только во второй».

Выбор примера показателен. Новая команда Министерства образования и науки ориентируется именно на результативность. Баллы ЕГЭ — те же очки, рейтинги и мониторинги — аналог турнирной таблицы. А изложенные в «Приоритетных направлениях развития образования» рецепты, с помощью которых предлагается выводить из кризиса среднюю и высшую школу, подозрительно напоминают действия руководства футбольного клуба средней руки: создание попечительского совета, поиск спонсоров… Зато тем, кто блистает на общем фоне, который министр дипломатично обозначил «и так далее», будет гарантировано ударное финансирование.

— Очевидно, что высшее образование недофинансировано на порядок, а выделять больше денег затруднительно. Но стоит ли делить вузы на белые, серые и черные? — удивился ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Накануне выступления Фурсенко Ярослав Кузьминов присутствовал на заседании Российского общественного совета по образованию (РОСРО), где обсуждались провальные для России результаты международного тестирования ПИЗА. Тесты который год показывают, что наши учащиеся очень слабо представляют, как применять полученные знания на практике. «Лечить» предлагали финансовыми вливаниями. Между тем экономические исследования, сопровождавшие ПИЗА, доказывают: успехи в образовании и уровень финансирования прямо между собой не связаны. Вопрос не в том, сколько денег вкладывается в систему образования, а в том, какие отношения в ней господствуют.

Система образования реагирует повышением эффективности не на увеличение финансирования, а на появление дополнительных степеней свободы.

<1>Если рассматривать идею деления вузов по сортам с этой точки зрения, то критики она не выдерживает. Не случайно среди людей, так или иначе занимающихся образованием, вот уже неделю ходят полушутливые разговоры о том, что нужно устраиваться на работу в контору, которая будет присуждать вузам звание «мультинационального» или выдавать почетный значок «вуз второго эшелона». Разумеется, «на основании четких и всем понятных критериев», как и обещал министр Фурсенко. Трудоустраиваться знающие люди предлагают хоть уборщицей — деньги у работников этой конторы будут на ходу падать из карманов.

Откуда такое изобилие — спросите вы. Дело в том, что у предложенной министром Фурсенко реформы есть оборотная сторона, на которой в Минобрнауки внимание стараются не акцентировать. А именно — что большая часть вузов страны к 2007 году будет переведена на финасирование из региональных бюджетов либо преобразована в автономные некоммерческие организации, по обязательствам которых государство не несет никакой ответственности. На балансе федерального бюджета останутся лишь избранные вузы, которые «решают задачи федерального масштаба».

Последствия просчитать несложно: часть вузов будут слиты с другими, часть попросту закрыты. Эту схему с осторожным названием «оптимизация образовательной сети» прежнее Министерство образования опробовало на сельских школах, в результате чего около трех тысяч из них (каждая двадцатая школа в России!) были закрыты. Сейчас по той же схеме в ведение регионам переданы две трети ПТУ страны. Чиновники региональных министерств образования высказываются об их судьбе вполне определенно: все тот же рецепт — сливать или закрывать.

В начале января во многих регионах прошли заседания специальных комиссий, собранных губернаторами, чтобы решить судьбу вузов. Приглашенные ректоры объясняли, что в регионах не найдется денег, чтобы их содержать. Представители региональных властей советовали все-таки наперед подумать, кто с кем будет объединяться. Думать осталось недолго: в марте закончится срок приема документации, а уже в августе станет известно, кому из вузов повезло, кому — нет.

Новости и материалы
Трамп рассказал, почему Маск не сможет стать президентом США
Генсек НАТО поставил Зеленского на место после слов о Шольце
Стало известно, сыграет ли Овечкин в ближайшем матче «Вашингтона»
Ольга Орлова рассказала, кто в ее семье главный
Назван максимальный размер больничного пособия в России в 2025 году
В России узнали о плане Санду по военной операции в Приднестровье
Российские военные приблизились к крупнейшему угольному предприятию Украины
Первому российскому высокоскоростному поезду выбрали название
В Дагестане няня украла из дома клиентки ювелирные украшения на 900 тысяч рублей
В Британии рассказали, как Россия становится лидером в ядерной энергетике
В Ленобласти мужчину вывезли в лес избили после конфликта в парикмахерской
В России представили кастомные смартфоны Huawei стоимостью от 800 тысяч рублей
В Венгрии назвали некультурным отказ Зеленского говорить с Орбаном
В Великой Новоселке российские дроны атаковали пикап с иностранными наемниками
«Настоящий специалист»: в «ПСЖ» похвалили Сафонова
Начались гуманитарные поставки электроэнергии из России в Абхазию
Названа стоимость российского «ответа Marvel»
Минздрав назвал оптимальный возраст для рождения ребенка
Все новости