Самое консервативное рейтинговое агентство, Standard&Poor's, повысило долгосрочный кредитный рейтинг РФ в иностранной валюте с ВВ+ до ВВВ-. Таким образом, Россия стала страной, рейтинг которой дорос до инвестиционного. Напомним, что рейтинговые агентства оценивают возможность платить по долгам, то есть это рейтинг кредитоспособности и платежеспособности государства по суверенным долгам, но в то же время в определенной степени отражает инвестиционную привлекательность экономики.
Бесспорно, что эта новость является положительной для России, однако возникает закономерный вопрос: насколько это будет востребовано в современной России, стране с, так скажем, специфической экономической политикой?
Интересно наблюдать за реакцией финансовых рынков, поскольку это, наверное, точнее всего иллюстрирует сложившиеся реалии. Вот вышла новость о повышении суверенного рейтинга России, что вызвало виток роста котировок на фондовом рынке, сопровождавшийся заметным увеличением объемов торгов.
За довольно короткое время индексы РТС и ММВБ повысились более чем на 2%. Однако дальнейшего роста не последовало, и цены на российские акции начали сползать вниз.
Характер этого сползания абсолютно точно определить сложно. Многие, справедливо считая отечественный рынок сильно спекулятивным, предпочли зафиксировать прибыль. Как говорится, покупай на слухах, продавай на фактах. Другие, вспоминая развитие событий с присвоением инвестиционного рейтинга агентствами Fitch и Moody`s и последующим усилением давления на ЮКОС, предпочитают перестраховаться. Иные уловили очередную порцию слухов о налоговых претензиях к одной из крупнейших компаний. Отношения между бизнесом и властью ведь сплошная загадка.
Или вот валютный рынок. Курс рубль/доллар, последнее время колебался как привязанный к паре доллар/евро. И вот после известной новости рубль укрепился почти на 15 коп., что в общем-то достаточно заметно. Теоретически ожидаемое увеличение притока иностранных инвестиций должно оказать поддержку российской валюте в долгосрочной перспективе.
Впрочем, приход западных денег произойдет не сразу, поэтому столь резкое ослабление доллара к рублю может объясняться чисто спекулятивными факторами.
В связи с этим многие полагают, что падение американской валюты на фоне повышения рейтинга будет краткосрочным.
<1>Хотя с другой стороны, рынок дальше, наверное, больше будет ориентироваться на заявление министра финансов А. Кудрина, который высказался за дальнейшее укрепление рубля для успешного сдерживания инфляции. Здесь сложно удержаться от комментариев, поскольку эта светлая мысль обсуждается экспертами почти год, если считать точкой отсчета обещание чиновников президенту обуздать укрепление рубля. Но тогда власти заявляли о готовности сдержать инфляцию в рамках 10%. Получилось больше, но ничего. Просто действительно ли будет так, как сказал Кудрин или нет, тоже никто, включая его самого, не знает. То есть неопределенность. Учитывая то, что курсовая политика и стабфонд на современном этапе формируют денежное предложение в экономике, вопрос получается очень даже актуальный. Цепочка раскручивается от стоимости заимствования на финансовых рынках до доступности кредитных ресурсов. Получается, и здесь неопределенность.
И т.д. и т.п., при этом интересно, что объединяет всех неопределенность. Хорошая идея монетизации, кстати, отмеченная в отчете S&P как позитивная для экономики, реализуется известным способом. Дальнейшая нагрузка на бюджет, также как и социальные последствия, тоже неопределенность. Можно вспомнить про банковскую реформу, которая буксует тоже не первый год, и реализация конкретных мероприятий отложена в долгий ящик. Вопрос тоже совсем не праздный, поскольку S&P эта тема очень тревожит тоже не первый год. Вот такая история неопределенная.
Конечно, не все так плохо. Просто хотелось бы, чтобы люди, ответственные за экономическую политику государства, определились с целями и задачами, чтобы чиновники не меняли свою точку зрения и выполняли обещания. Ведь у нас уже инвестиционный рейтинг, очень не хочется, чтобы его пересмотрели при провале административной, пенсионной, налоговой и пр. реформ. Или если внешняя конъюнктура ухудшится. Другими словами, чтобы рейтинг присваивался и повышался не вопреки, а благодаря.