Мировая политика развивается столь стремительно и непредсказуемо, что делать прогнозы — занятие крайне неблагодарное. И все же попробуем обозначить явления, которые станут определяющими для России и ее места на международной арене в новом году.
Главной проблемой-2005 станут процессы на постсоветском пространстве, которые, скорее всего, будут развиваться весьма неблагоприятно для Москвы. Истекший год продемонстрировал, насколько ослабли позиции России в странах, которые она считала естественной сферой своего влияния. Для руководителей соседних государств эта слабость является сигналом того, что покровительство «большого брата» более не является серьезной гарантией их власти. А значит в отношениях с ним можно вести себя гораздо более независимо, стараясь заручиться поддержкой кого-то из более могущественных игроков. Первые симптомы такого рода уже заметны в заявлениях столь разных лидеров, как президент Узбекистана Каримов и президент Молдавии Воронин. Обвал СНГ как конструкции, которая до определенного момента помогала создавать ощущение российского доминирования, неприятен для самолюбия Кремля.
Однако еще более болезненным станет фактическое сворачивание проекта Единого экономического пространства, которое, как в свое время и Советский Союз, потеряет смысл после ухода оттуда Украины.
А этот уход неизбежен, поскольку Европейский союз фактически ставит перед Киевом ультиматум: хотите в Европу — заканчивайте интеграционные игры с Москвой.
Украина, главная политическая сенсация предыдущего сезона, может стать крупнейшим разочарованием-2005. Если новоизбранный президент попытается разом перетряхнуть политическую систему, он рискует нарваться на саботаж со стороны мощных групп, способных дестабилизировать ситуацию в и без того разделенной стране. Если же он погрязнет в традиционном клановом устройстве украинской политики, то может начать утрачивать свой немалый кредит доверия.
«Украиной»-2005, то есть геополитическим активом, утрата которого обернется новыми издержками для России, может стать Молдавия. Предстоящие там парламентские выборы имеют все шансы стать уменьшенной копией киевских событий. Сама по себе эта страна едва ли представляет сопоставимую с Украиной ценность, однако резкое изменение ситуации выведет на передний план проблему Приднестровья, которое может стать главным из локальных конфликтов. Европа давно точит зубы на непризнанную республику, которую на Западе иначе как «криминальным псевдогосударством» не называют. Москва уже больше года как оттеснена от процесса урегулирования конфликта, со сменой власти в Киеве позиция Украины от проприднестровской изменится в направлении поддержки европейских усилий.
Поскольку многие жители Приднестровья имеют паспорта граждан РФ, а российские военные остаются там вопреки обязательствам по выводу, взятым на себя Москвой в 1999 году, очередной «холодный конфликт» Запада и России запрограммирован.
Другие точки потенциального напряжения — Киргизия, где тоже предстоят выборы, и Армения, политическая ситуация в которой неустойчива.
Саммитом года станет очередная встреча руководства России и Европейского союза, запланированная на май. От ее результата зависит многое. И Москва, и Брюссель заявляют, что хотят подписать договор о создании четырех общих пространств, который выведет отношения на новый уровень. Пока, однако, это трудно себе представить. Обе стороны с трудом скрывают раздражение друг другом, а внутриполитическая ситуация в России и конкуренция в «ближнем зарубежье» только подливают масло в огонь взаимного недовольства. Если обещанного прогресса с «пространствами» не случится, отношения России и ЕС просто зависнут, утратив стратегическую цель.
Глаза 2005 года — это глаза Владимира Путина. Чтобы заглянуть в них, президент США Джордж Буш вновь, как и четыре года назад вскоре после победы на выборах, приедет в маленькую центральноевропейскую страну. В 2001 году, проделав эту операцию в столице Словении Любляне, хозяин Белого дома пришел к выводу, что Путину можно верить. Та встреча стала началом «медового месяца» в отношениях двух президентов. Сегодня они явно подвергаются серьезным испытаниям, требующим нового заглядывания. Открытых конфликтов не предвидится, как не ожидается и принципиального изменения в отношениях России и США. Вашингтон будет и далее взаимодействовать с Москвой по узкому, хотя и важному, кругу вопросов, однако точка зрения и интересы России не будут играть особой роли при принятии Белым домом большинства серьезных решений.
Вообще, отношения с Западом могут стать для Москвы крупнейшим раздражением года. В 2004-м мировые столицы изменили свой взгляд на Россию, там больше не верят, что страна идет путем реформ и модернизации, пресса и общественное мнение настроены резко негативно. На этом фоне политика ведущих лидеров в их контактах с Кремлем превратится в лицемерие года. Разуверившись в перспективах подлинной интеграции России в западное сообщество
они будут поддерживать внешне партнерские, даже дружеские отношения с президентом Путиным, стараясь воспользоваться ими для получения экономических или политических выгод для своих стран.
Главной темой года в глобальном масштабе обещает стать Иран. Именно это государство, играющее ключевую роль на Большом Ближнем Востоке, занимает верхние строчки внешнеполитической повестки дня второй администрации Джорджа Буша. Вашингтон очень беспокоит перспектива обретения Тегераном ядерного оружия и воздействие этого на общую ситуацию в регионе. Иран остается одним из немногих вопросов, где Москва по-прежнему имеет реальные рычаги влияния и способна сыграть действительно заметную роль. Сумеет ли Россия задействовать свой потенциал таким образом, чтобы стать партнером Запада и не разрушить отношения с Ираном, — вопрос дипломатической сноровки и гибкости.
<1>Наиболее важные выборы-2005 пройдут в том же регионе: 9 января — в Палестине и 30-го — в Ираке. Едва ли они принесут демократию, однако могут способствовать некоторой стабилизации. Прежде всего это касается Палестины. Наступающий год докажет, был ли Ясир Арафат действительно единственным гарантом хотя бы какой-то управляемости территорий, как считали многие миротворцы, или правы окажутся израильские «ястребы», всегда утверждавшие, что сам раис и являлся главным дестабилизирующим фактором, искусно манипулировавший насилием. Едва ли стоит ожидать, что Россия, формально являющаяся коспонсором мирного процесса, сыграет сколько-нибудь заметную роль на Ближнем Востоке.
Наконец, интрига года может быть связана с Дальним Востоком. Судя по всему, Москве хочется компенсировать Китаю его до сих пор не удачные попытки внедриться в российскую энергетику. Привлечение китайских компаний к деятельности, например, «Юганскнефтегаза» вызовет беспокойство Японии, которая уже давно пытается довести до сведения Москвы опасность, связанную с укреплением энергетических позиций Пекина. Тем временем между Токио и Москвой возобновился обмен заявлениями по территориальному вопросу, причем инициатива исходила от России. На 2005 год планируется визит Владимира Путина в Токио, а Москва, вроде бы, уже приняла принципиальное решение о строительстве нефтепровода Ангарск--Находка, чего добивалась Япония. Геополитический и геоэкономический узел, завязавшийся на Дальнем Востоке, способен оказать влияние на общую обстановку, тем более что, по мнению ведущих западных аналитиков, именно в этой части мира будут разыгрываться основные события XXI века.
Автор — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» — специально для «Газета.Ru-Комментарии»