На прошлой неделе директор департамента международных финансовых отношений, госдолга и государственных финансовых активов Минфина РФ Сергей Колотухин заявил, что не ожидает в ближайшее время присвоения России инвестиционного рейтинга агентствами Fitch и Standard & Poor's.
Вот так. На следующий день деловые СМИ детально обсуждали, что он вообще имел в виду и кому это нужно / не нужно. При этом другие опрошенные чиновники выразили недоумение. По информации газеты «Ведомости», в Белом доме слова Колотухина вызвали резкую реакцию. «Он явно поспешил. Фрадков и Жуков не раз говорили, что Россия заинтересована в скорейшем объединении оценок трех агентств», — сказал один из правительственных чиновников. Пресс-секретарь Минфина Геннадий Ежов назвал заявление Колотухина «частным прогнозом». Вопрос о том, что высокопоставленный чиновник может публично делать «частные прогнозы» по таким значимым темам, пока оставим за скобками, хотя интересно, как отреагировала бы Америка, если, скажем, Гринспен намекнул на снижение суверенного рейтинга США ввиду неконтролируемого дефицита платежного баланса.
Интересно и то, что многие участники рынка были настроены как раз наоборот, а присвоение инвестиционного рейтинга до конца 2004 года полагали почти решенным делом. Хотя следует признать, что некоторые эксперты считают, что заявление Колотухина не очень огорчило инвесторов.
В принципе такую позицию отражает изменение цен на суверенные долги. Так, новость о желании Германии переоформить часть долга в ценные бумаги вызвала намного более существенное снижение цен.
Здесь можно немного отвлечься и совершить некоторый экскурс в предмет обсуждения. Кредитный рейтинг заемщика — это один из основных ориентиров для инвесторов. Упрощенно это выглядит так: чем выше рейтинг, тем больше доверия заемщику и тем ниже ставка, под которую владелец средств готов их инвестировать. Помимо этого на основании рейтинга крупные инвестиционные фонды устанавливают лимиты при принятии решения о вложении средств. При этом большинство из них инвестируют средства только в страны, имеющие инвестиционный рейтинг. Касательно суверенного рейтинга это означает, что получение инвестиционного статуса позволит России привлечь значительный объем капиталов.
При определении суверенного кредитного рейтинга государства рейтинговые агентства учитывают такие показатели, как политические риски, структуру доходов населения, структурную организацию экономики, перспективы экономического роста, степень гибкости налогово-бюджетной политики, бремя государственного долга, стабильность цен, гибкость платежного баланса, внешний долг, международную ликвидность и многие другие показатели.
Причем одним из основных показателей как раз являются размер и стоимость государственного долга. При этом, как заявил тот же Колотухин, к концу 2004 года уровень госдолга снизится до 26,5% ВВП по сравнению с 31% на начало этого года и 145,6% ВВП в 1998 году. По сравнению с более развитыми экономиками это вполне достойный результат.
А вот стоимость обслуживания пока не может похвастаться такой позитивной динамикой. Наследие прошлого составляет более 10% расходов федерального бюджета, и этот показатель заметно хуже показателей развитых стран.
~ Так вот, если по большинству показателей — темпам инфляции, состоянию бюджета и платежного баланса, стабильности обменного курса, роста ВВП — Россия соответствует требованиям, необходимым для получения инвестиционного статуса, то сохраняющееся отставание отечественной экономики от необходимых показателей в банковской и административной сферах, а также ее высокая зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков дают повод экспертам, рейтингующим Россию, скажем так, возможность для маневра.
В этом контексте логично, когда чиновники пытаются представить в наиболее выгодном свете свое хозяйство. Они же столько лет боролись за то, чтобы в Россию наконец-то пошли серьезные инвестиции, а инвестиционный рейтинг помимо Moody's от S&P и Fitch как раз позволит зажечь для них зеленый свет. В чем же заключается загадка Колотухина? Он знает, что нам ничего не светит, но зачем же тогда публично об этом заявлять?
Либо это «тонкий» ход Минфина, направленный на снижение стоимости долга и, соответственно, уменьшения давления на бюджет. Хотя вряд ли рынок, оценивающий Россию вполне инвестиционно, примет это близко к сердцу.
Есть и еще один момент под названием «валютное регулирование». Как известно, введение новых ограничений на ввоз капитала в страну под эгидой борьбы со спекулятивными капиталами все больше напоминает заградительные меры Центрального банка по снижению поступлений валюты в Россию. Действительно, курс нужно держать, нужно; инфляцию необходимо гасить, конечно же. А тут цены на нефть высокие, и еще вдруг инвестиции пойдут. Надо спасать державу. Это, конечно, несколько надуманно, но зачем же давать повод для таких размышлений?