Согласно принятой генеральной линии, возрождение России своей основой имеет локомотивы. В комплексе и по отдельным направлениям. Не страна, а РЖД. Один из ведущих локомотивов патриотизма и конкурентоспособности, так сказать, на внешних рынках составляет национальный спорт, индустрия повышения гостонуса. Поэтому наши футбольные болельщики в Португалии, пишет пресса, организованно были готовы пойти на все — буквально почти на все — ради российской сборной. Только в тотализаторах, руководствуясь здравым смыслом, ставили на заведомо более мощных соперников: наши нашими, а деньги, знаете ли, отдельно.
Эта универсальная и психологически достоверная зарисовка «страхования рисков» на самом деле идеально вписывается в общую для нынешней России картину мира.
Картину, отдающую государству право на власть и политическую волю, а гражданам — прерогативу откупа и торга.
Государство выкупает у населения политический мандат. За поддержку и, так сказать, ответственную гражданскую позицию оно привычно расплачивается наличными. Бесплатно тут уже давно никто ничего не делает. В основании государственного строя, который власти справедливо отказываются называть авторитарным, лежит денежный вопрос.
Коррумпированный и увязший в административной реформе госаппарат остается, в сущности, только частным проявлением коррумпированной нации.
Государство и его граждане ведут оживленную торговлю, дежурно прикрывшись генеральной линией и ура-патриотическим официозом.
Вот, например, про выборы у нас либо говорят, что они фикция, либо — что они краеугольный камень несовершенной, извините, демократии. Тогда как на самом деле это просто подкуп избирателей, поставленный на поток. Не рынок идей и даже не торжество административного ресурса, а торговая операция, взятка населению. Одномандатники или депутаты, скажем, заксобраний подкупают избирателей через фонды ветеранов и соцподдержки. Голоса для «Единой России» покупаются на деньги спонсоров и за счет средств консолидированного бюджета через повышение зарплат и пенсий. Хорошо идут дешевые фьючерсные контракты на оптовые поставки социальных благ. Политтехнологии, пропаганда — это маркетинг, нацеленный на сокращение затрат, подковерный сговор — распил рынка под государственный картель.
Соответственно, и граждане разделяют патриотический пафос государства, пока он не вступает в противоречие с их конкретным повседневным интересом. То есть пока этот пафос для них бесплатный.
Любое же вторжение государства в частный быт понимается — в рамках того же общего мировоззрения тотального торга — как укорененная форма рэкета, налог на жизнь, исчисляемый по принятому тарифу. А отлаженная под взятку госмашина даже может быть в отдельных случаях эффективна, в том числе и по мере номинального удорожания госуслуг. К примеру, каждый, кто недавно устанавливал себе телефон в Москве, мог отметить, что это стало заметно проще — потому что дорого.
~ Общий интерес меркантильного общества и настырного всевластного государства может состоять в том, чтобы перевести теневой откуп на рынок легальных операций. Вот президент Путин предложил выпускникам вузов в официальном порядке откупаться от госраспределения. Чем выпускники отличаются от призывников, несущих взятки в медкомиссии военкоматы? Только тем, что патриотическое военное лобби в ущерб бюджету эффективно охраняет собственные коррупционные потоки.
Вот, говорят, кампания против олигархов, цензура и контроль над прессой, зачистка политической поляны, управление законодателями и судами составляют комплексную картину путинского дирижистского тренда. Это если смотреть, так сказать, с общегуманитарной точки зрения.
В практическом же, если угодно, смысле государство подмяло рынок и установило монополию в скупке политической лояльности. Такой вот единственный на всю страну политический ломбард.
Хозсубъекты, пытавшиеся демпинговать на этом рынке, либо оттеснены и разрушены, либо поставляют теперь государству беспроцентные кредиты. Плохая, конечно, финансовая новость для нации, которая научилась разделять свой патриотический и меркантильный интерес.
Автор — обозреватель журнала «Русский Newsweek»