Окончательно сформированная структура правительства подтвердила тот факт, что отныне лоббистом номер один в России является министр связи. Во всяком случае лишь ему удалось пока добиться от Владимира Путина принятия непопулярного решения, ответственность за которое должен будет нести сам президент: очевидно, что за воссозданием министерства стоит именно глава государства, а не Михаил Фрадков.
Возвращение Реймана на министерский пост, возможно, и не повлияет на рейтинг Путина, однако уж точно не добавит действующему президенту очков у профессионалов рынка связи. Леонид Рейман наряду с Михаилом Лесиным является, без сомнения, одной самой одиозных фигур в правительстве Касьянова: считалось, что эти два министра совмещали госслужбу с лоббированием интересов собственного бизнеса.
В итоге Лесин правительств покинул, а Рейман не только остался в кабинете Фрадкова, но еще и упрочил свои позиции: вес каждого отдельно взятого министерства после их сокращения только увеличился.
Поводов для того, чтобы отправить министра связи в отставку, было более чем достаточно. Вряд ли можно считать нормальной ситуацию, когда федеральный чиновник столь высокого уровня имеет свой бизнес в регулируемой им отрасли, тем более если эта отрасль переживает период реформ.
Леонида Реймана давно подозревают в связях с петербургским холдингом «Телекоминвест» (акционер «Мегафона» и других предприятий отрасли), а попросту говоря, в том, что он сам либо его ближайшие родственники являются крупнейшими акционерами холдинга.
Сам министр эти предположения отрицает, однако до тех пор, пока общественности не предъявлены отличные от Реймана конечные бенефициары «Телекоминвеста», эти оправдания будут звучать неубедительно.
Тем более что практические результаты работы руководимого им Минсвязи только подтверждали эти подозрения. После того как блокирующий пакет в «Мегафоне» приобрели структуры группы «Альфа», Минсвязи начал крестовый поход против «Вымпелкома» — базового актива телекомовского бизнеса группы. В принципе, уже этого в другой стране, возможно, было бы достаточно для того, чтобы министр потерял свой пост.
И действительно, в первой версии кабинета Михаила Фрадкова Леониду Рейману не нашлось министерского поста. Спустя два месяца, однако, президент даже специально создал пост министра связи для последнего. Возможно, все дело в старинной дружбе, связывающей Реймана и Путина еще с петербургских времен. Возможно, после окончания периода равноудаления ельцинских олигархов, после путинской инаугурации начинается период «разноприближения», в ходе которого уже новая волна олигархов будет получать разнообразные преференции от власти.
Говорят, что Леонид Рейман является одним из самых близких к Владимиру Путину представителей этой волны.
Степень близости их интересов, если верить недоброжелателям Реймана в среде связистов, столь высока, сколь она бывает, допустим, у партнеров по бизнесу.
~ Однако, возможно, весенними зигзагами карьера питерского связиста обязана тому, что часть путинского окружения желает в ходе второго срока президента поработать на историю — в частности, вступить во всемирную торговую организацию (ВТО). Одним из требований, которые были предъявлены России в ходе переговоров о вступлении в эту организацию, была демонополизация дальней связи: в настоящее время монополией на оказание этих услуг в России владеет «Ростелеком», принадлежащий государству.
Этот факт и сам по себе не устраивал переговорщиков, к тому же политика, проводимая монополией, способствовала наращиванию этого раздражения. Скажем, «Ростелеком» предоставил эксклюзивные скидки компании Sky Link, связанной с «Телекоминвестом», в аффилированности с которым открыто подозревают министра связи и стар и млад.
Прямо, конечно, не говорилось, но, вероятно, подразумевалось, что в стране, претендующей на членство в ВТО, таких министров быть не должно.
За последние два месяца России удалось совершить решающий прорыв и снять все противоречия с Евросоюзом — едва ли не главное препятствие на пути в ВТО. В пятницу в столице начинается очередной раунд переговоров, на котором, как ожидается, Россия и ЕС согласуют условия вступления нашей страны в торговую организацию. А стало быть, ушедший на время в тень Рейман может вернуться на министерский пост.