Сегодня премьер Фрадков объявил, что правительство полностью сформировано и приступает к полноценной работе.
Сам по себе процесс формирования правительства стал важнейшей политической операцией. Начавшаяся за две недели до президентских выборов реорганизация кабинета завершилась через десять дней после них. При этом было объявлено, что речь идет о масштабной реформе самой структуры высших органов исполнительной власти, а президент Путин — вопреки аппаратно-политической традиции — едва ли не в ежедневном режиме непосредственно участвовал в формировании и первых презентациях нового кабинета, так что аналитики даже заговорили о нем, как о фактическом премьере.
В результате процесс формирования правительства стал центральной темой на информационном поле, отодвинул на задний план выборы, прикрыв их откровенно недемократический, изрядно азиатский характер. Благодаря ему важнейшее событие в жизни демократического государства — всеобщие выборы президента — приобрело характер чего-то рутинного и технического, в то время как рутинный как бы процесс формирования кабинета выглядел важнейшим политическим событием.
Выборность в известной степени перестала быть важнейшим политическим качеством действующей власти, превратившись в процесс полуформальной легитимации.
Общая структура кабинета в результате выглядит следующим образом. Экономический блок, вопросы экономической стратегии и законодательства будет курировать Александр Жуков. Одной из основных его функций, очевидно, будет согласовывать и примирять позиции разнообразных либералов экономического блока, прежде всего Кудрина и Грефа. Структура правительства, продолжение административной реформы, распределение функций и, наконец, согласование позиций внутри правительства и администрации президента отойдут в ведение Дмитрия Козака. Являясь своеобразным мостом между администрацией и Белым домом, Козак будет действовать в направлении приближения конструкции президентской власти к модели американской администрации.
Что касается анонсированной центральной идеи реформы кабинета — разделения регулирующих, надзорных и хозяйственных функций по разным ведомствам, то на сегодняшней день она может считаться скорее декларированной, нежели осуществленной.
Разделенные формально по функциям ведомства объединены в отраслевые кусты и подчинены министру. А потому можно говорить скорее о повышении самостоятельности подразделений и департаментов министерств, но не об их функциональном делении.
Что касается персонального состава сформированного правительства, то здесь можно выделить три группы.
Первая — блок, отвечающий за экономическую политику и рыночную инфраструктуру. Рассмотренное с этой стороны правительство предстает нам едва ли не наиболее либеральным кабинетом с 1997 и 1992 гг. Александр Жуков, Игорь Артемьев, Олег Вьюгин в дополнение к оставшимся с прошлых времен Кудрину и Грефу. Пришедшие в аппарат правительства Алексей Головков (организатор и руководитель аппарата правительства Егора Гайдара в 1992 г.) и еще несколько лиц. Все они делают экономический блок кабинета последовательно консервативно-либеральным.
Главными задачами — действительно амбициозными — этого блока на ближайшую перспективу будет реформа архаической социальной системы, а также — попытаться поддерживать определенный уровень конкурентности в экономике.
Второй блок может быть поименован «лоббистским». Это преимущественно лица из старого состава кабинета, пересевшие в новые, чуть менее престижные кресла. Это люди, курирующие конкретные рынки и крепко и давно вросшие в интересы этих рынков и их основных игроков. Так сказать, отраслевики, будь то сельское хозяйство, конкретные отрасли промышленности, связи или массмедиа.
~Наконец, третью группу назначенцев можно было бы назвать «смотрящие». Они рассажены на те позиции, которые позволяют контролировать инфраструктурные отрасли экономики и ресурсы, равно как и процессы их распределения. Это не либералы и не лоббисты, а люди, близкие питерско-чекистской группе в окружении Путина или пользующиеся ее доверием. К таковым, очевидно, относятся Министерство природных ресурсов (Трутнев), Министерство транспорта и связи (Левитин), Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (новоназначенный питерец Валерий Назаров), Федеральная налоговая служба (Анатолий Сердюков), а также некоторые иные подразделения более низкого уровня (как, например, Федеральное агентство воздушного транспорта, которое возглавил петербуржец Николай Шипель, ранее возглавлявший президентскую ГТК «Россия»).
Задача этих людей, с одной стороны, обеспечить контроль над узловыми, с точки зрения реальной власти, ресурсов и финансовых потоков, сферами экономического управления, а с другой — потеснить позиции старых олигархических групп в сфере энергетики и транспорта в пользу групп, пришедших на номенклатурно-капиталистическую сцену вместе с питерской командой.
Можно предположить, что в ближайшей перспективе интересы «питерской» группы и либералов не будут жестко сталкиваться. Определенные задачи рационализации и модернизации экономического уклада близки и тем и другим. Кроме того, усилия либералов в направлении повышения конкурентности рынков сегодня выгодны «питерским» в борьбе с прежними элитами, господствующими на этих рынках. Ну а дальнейшее будет зависеть от аппаратных возможностей обеих групп, от политических альянсов, которые сложатся в ближайшие два года, и от того, в какую сторону будут медленно эволюционировать социальные настроения россиян.