Взглянешь по сторонам, и с души воротит: рядом — ни одного достойного. Не только того, кто мог бы знамя подхватить, но даже того, кого можно было бы достойным противником назвать.
Давно нет на земле сумасшедшего Звиада, что надумал строить «Грузию для грузин», кликуши и истерика, метавшегося между диссидентами и ГБ. Недавно вслед за своим заклятым врагом Гамсахурдиа отправился на тот свет и Джаба, обаятельный уголовник, что вместе с бесшабашными «Всадниками» сверг первого президента и привел его, Эдуарда Шеварднадзе, к власти в Тбилиси, а затем десять лет не уставал каяться в совершенной ошибке. Где-то в далекой Белокаменной пугает всех нелепыми теориями заговоров соратник Джабы Иоселиани Тенгиз Китовани, незадачливый покоритель Абхазии, который, как и Иоселиани, вовремя не понял, что разбойничья вольница закончилась, пора встраиваться в новую систему... Там же, в Москве, окопался бывший шеф госбезопасности Игорь Гиоргадзе, самый злобный и опасный враг, он до сих пор надеется прогарцевать по проспекту Руставели на белом коне.
Иных уж нет, а те далече — друзья и враги, восторженные поклонники и яростные ненавистники, те, кто верил в Шеварднадзе как в спасителя нации, и те, кто проклинал его как преступника и вора. Жив еще, правда, и даже при должности, абхазский раскольник Ардзинба, но и тот из больницы не выходит, «работает с документами», пока российские военные вовсю приватизируют Гагры и Пицунду.
Вот время было лет десять назад — одни ненавидели, другие обожали, но как искренне, цель была, игра настоящая! Такая, в которой даже враги не могли скрыть восхищения седым старцем, не склонявшим головы во время налетов «сухумской» авиации и не прятавшимся от артобстрела в Цхинвали. На самом деле тогда ему не было страшно. Страшно было только однажды, много лет назад, в 70-е, когда судья-бедолага что-то там не засчитал тбилисцам в матче с ворошиловградской «Зарей» и горячие болельщики ринулись на поле, готовые разорвать наглеца. Батоно Эдуард вышел тогда навстречу озверевшей толпе, и она остановилась.
И они, эти жалкие людишки, возомнившие себя политиками, требуют теперь от него, повидавшего такое, что им и не снилось, чтобы он ушел в отставку? Кто дал им это право? Может быть, тот народ, который в 1993 году в прямом смысле на коленях умолял Шеварднадзе не уходить в отставку, не бросать страну на произвол судьбы? Шеварднадзе никто и никогда не заставит уйти, он уйдет только сам, тогда когда захочет и если захочет.
Никто меня вокруг пальца обвести не мог — ни Брежнев, ни Горбачев, и не этому молокососу Саакашвили об этом помышлять!
Давно ли все они пресмыкались, уверяли его в своей преданности? Кем бы были они сегодня, эти Саакашвили, Жвания, Бурджанадзе, все эти питомцы его партии, о которых вообще никто знать не знал бы, если бы не он? Да и нынешние соратники — разве на них можно положиться? Еще мельче людишки только и мечтают о том времени, когда его не будет. Наивные, они думают, что им тогда что-то достанется. Как же, вот тогда-то и придут сюда Чубайс со своей «либеральной империей» да российский военный министр, что пугает превентивными ударами. В русских газетах пишут, что народ, мол, в Грузии про Шеварднадзе без мата вообще говорить не может. Врут! А там кто его знает, народ-то тоже гнилой, неблагодарный. Забыли, что в 92-м было, когда на улицу в Тбилиси выйти было страшно…
Верить нельзя никому, даже друзьям-американцам. Был тут посол Майлс, все «обеспокоенность» выражал, про нарушения говорил. А то я без него про эти нарушения не знаю... В июле еще старый друг Джеймс Бейкер, госсекретарь папаши Буша, приезжал, еще в 80-х познакомились, про демократию толковал, с Саакашвили и Бурджанадзе якшался. Безумцы, какая демократия! Они, что ли, и вправду не понимают, что тут не американцы и не немцы живут? Людям авторитет нужен, железная рука. Вон Аслан Абашидзе свою Аджарию в кулаке держит, правильный человек. Все поголовно за его партию голосуют, попробуй вякни. Жаль, упертый такой, амбициозный, как Сталин, а ведь могли бы договориться...
Как я устал, как они мне все надоели. Что за насмешка истории: я же судьбы мира решал, с Рейганом и Тэтчер карту Европы перекраивал, с Колем об объединении Германии договаривался. А это что, мой масштаб — про отключение газа с «Итерой» торговаться да с Саакашвили бодаться? Унизительно. В 2001-м, когда они так же на улицах бузили, элементарной двухходовкой развел. Пообещал в отставку уйти. Жвания, глупец, тут же высунулся: я, мол, тоже за пост спикера не держусь, заявление подаю. В президенты наладился. А я к народу вышел, поговорил, с абхазскими беженцами встретился, помочь пообещал, правительство уволил. Потом по телевизору выступил: не могу бросить страну в столь ответственный момент, это безответственно. Все и заткнулись, Жвания только крякнул. То-то же, знайте, что такое советская партийная школа.
Нет, нету здесь у меня соперников. Кому вот только страну передать? Утомили уже этими разговорами: Грузия — провалившееся государство, коррупционное болото, рассадник террористов, Шеварднадзе все развалил, две трети страны не контролирует. Сами бы попробовали тут поуправлять. Американцы, вон, в 2002 году прислали своих инструкторов элитный спецназ готовить, так эта элита у них с ходу пулеметы да боеприпасы налево толкнула! А чеченцев кто уговорил уйти? Так бы они и испугались этой «контртеррористической операции» в Панкиси. Пусть Путин сперва со своей Чечней разберется. Сначала Басаева вооружали и обучали, чтобы Абхазию у нас отхватить, теперь с терроризмом они борются.
Экономика разваливается? А из чего ее лепить-то? Хорошо Гейдару Алиевичу, другу старому по политбюро, у него Каспий есть, можно было десять лет всему миру голову морочить про несметные богатства да геополитические интересы. Да вот сынок-то не справится, сожрут его соратнички папины.
Нет, не дождутся, не уйду. И нечего меня Чаушеску да Милошевичем пугать, пусть только Запад попробует меня сдать! Если меня не будет, тогда уж пусть сразу из Москвы генерал-губернатора назначают и возятся с этим всем, как хотят. Зачем только Союз развалили...