«Мы не можем за счет потребителей строить свою финансовую выгоду», — сказал министр энергетики Игорь Юсуфов. Так министр вступился за потребителей нефти Америки и Европы. Далее призвал страны, входящие в ОПЕК, увеличить поставки нефти на мировой рынок, чтобы сбить «запредельные» цены.
Примечательно, что Россия ранее старалась поддерживать хорошие отношения с картелем, совершенно справедливо полагая, что эта организация может служить некоторым гарантом стабильности нефтяных цен. Однако недавно Юсуфов заявил, что цена нефти выше $25 за баррель слишком обременительна для западных потребителей. Поэтому Россия, сказал министр, не будет снижать поставки, тем более что снижать добычу России затруднительно по технологическим причинам. И призвал страны ОПЕК срочно наращивать добычу, «чтобы опустить цену хотя бы до $24–25 за баррель».
Действительно, как же так можно! Американская экономика только-только набирает обороты, а европейские страны вообще застряли в своем экономическом развитии, а тут такие цены на нефть!
Поэтому слова совершенно правильные для министра энергетики, смущает только одно — что это министр российский.
Конечно, здесь нужно разобраться. Что же имел в виду г-н Юсуфов — напомним, министр энергетики экспортно-ориентированной страны? Может быть, он считает, что сверхдоходы, полученные от высоких цен на нефть, дестабилизируют национальную экономику? Наверное, такая точка зрения может быть, поскольку приток иностранной валюты усугубляет проблемы монетарных властей — ведет к укреплению национальной валюты и снижению конкурентоспособности конечных отраслей экономики. Но тогда нужно протестовать и по поводу присвоения России инвестиционного рейтинга, поскольку это также открывает двери иностранным инвестициям и приведет к значительному притоку иностранной валюты, которую отечественная экономика не в состоянии абсорбировать. Другими словами, проблема не в высоких ценах на нефть, а в неправильной структуре экономики. Если проводить аналогию, то можно представить тучного человека, которому нужно сбросить вес, и врач советует ему, скажем, бегать или сходить к другому доктору — Волкову. А еще более прогрессивный доктор отбирает у него одежду, полагая, что для того, чтобы согреться, человек будет больше двигаться. Потом вдобавок отбирает деньги, чтоб не ел.
В итоге через некоторое время получится дистрофик с долгами, которого выгонят из дома.
Радует также и приведенная агентством РБК ссылка на представителя «ЛУКойла» Геннадия Красовского, который говорит, что у нефтяников нет большой заинтересованности в ценах выше $25 за баррель, так как при существующей системе налогообложения дополнительные доходы достаются в основном бюджету. Действительно, зачем деньги бюджету?
~Также интересно, насколько страдают западные потребители. В США за третий квартал рост ВВП в годовом исчислении составил 7,2%. Конечно нужно оговорится, что это пиковое значение и годовой показатель будет существенно ниже. В отношении Европы дела несколько хуже: недавно Еврокомиссия снизила прогноз по росту экономики еврозоны в 2003 г. с 1% до 0,4%. Но здесь, наверное, нужно говорить не о высоких ценах на энергоносители, а о чрезмерном укреплении евро, которое поставило на грань рентабельности большинство экспортных компаний и существенно снизило конкурентоспособность европейских производителей.
В заключение хотелось бы отметить, что такая трогательная забота о западных потребителях достойна лучшего применения. Если это неуклюжий торг с Америкой и Европой, то хотелось бы понять, за что. Если это гражданская позиция, то явно не хватает аргументации.