Поддерживает ли Кремль Кадырова? Как ни странно, за месяц до выборов этот вопрос допускает разные варианты ответа. И дело вовсе не в том, что Путин перестал публично хвалить Кадырова. И даже не только в раскрутке через СМИ (видимо, с подачи Кремля) неблагоприятных для Кадырова результатов соцопроса агентства Validata. Поиск альтернативы Кадырову вполне может просматриваться и в недавнем снятии Хусейном Джабраиловым своей кандидатуры с президентских выборов.
Джабраилов действительно опережал Ахмада Кадырова, по данным ряда социологических опросов, но отставал при этом от двух других участников не состоявшегося летом антикадыровского блока: самого «денежного» — Малика Сайдуллаева (задекларированный в избиркоме Чечни доход за прошлый год — 20 млн руб.) и самого авторитетного за пределами Чечни — депутата Госдумы Асланбека Аслаханова. Заставить сняться их будет гораздо тяжелее. Во-первых, просто остается мало времени — вот-вот начнется агитация, уже жеребьевка телевизионного времени и газетных полос между кандидатами проведена. Во-вторых, если на Сайдуллаева еще можно надавить по бизнесу, то к Аслаханову подобных «ключей» не существует. К тому же Аслаханов подписных листов предусмотрительно не сдавал вовсе, влезши вместо этого, по его собственному признанию, в большие долги и внеся денежный залог. Таким образом, самый распространенный способ снятия кандидата здесь также не работает.
Но в таком случае получается, что самоотвод Джабраилова (сделанный, видимо, явно с «подсказки»), как и ранее недопуск к выборам Руслана Хасбулатова, объективно консолидируют антикадыровские силы.
~На фоне отказа Кремля от публичной поддержки Кадырова вполне можно было бы предположить, что федеральная власть и впрямь готовит альтернативу легкой победе главы Чечни. Но одно событие последних дней заставляет а-ля Станиславский воскликнуть «не верю!» по поводу существования очерченного выше антикадыровского сценария. Отставка Беслана Гантамирова с должности министра печати и ТВ Чечни связана далеко не только с самоотводом Джабраилова (хоть экс-министр этого последнего и поддерживал), а является куда более масштабным предвыборным событием.
Достаточно указать на одну деталь: в здании расформированного ныне «гантамировского» министерства находился не только штаб Джабраилова, но и штаб Аслаханова. Однако это, конечно, далеко не единственное свидетельство готовности Гантамирова стать «мотором» борьбы с Кадыровым. Руководимое Гантамировым министерство практически не имело выхода «вовне» (информацию по Чечне для федеральных СМИ всегда готовили другие структуры), но зато именно оно собиралось надзирать за работой чеченских СМИ в предвыборный период. В его распоряжении находился один из телеканалов (названный в Чечне «гантамировским телевидением»), радиостанция, ряд газет — в общем, целая «информационная империя». И в своей «империи» Гантамиров обещал сам контролировать освещение предвыборных баталий. Противовесом ей служило в основном чеченское телевидение, входящее в структуру ВГТРК, и вставшая не так давно на твердые прокадыровские позиции газета «Грозненский рабочий» (выходящая, кстати, за пределами Чечни).
Теперь «империя» рухнула: возглавивший новое ведомство, в которое должны влиться и структуры Минпечати, Таус Джабраилов одновременно руководитель предвыборного штаба Кадырова.
На его представлении сотрудникам расформировываемого министерства в пятницу присутствовал среди прочих командир ОМОН МВД Чечни, что не оставляло сомнений в силовом характере всего мероприятия. «Под особой охраной» МВД Чечни министерство и редакции находятся и сегодня, а ликвидационную комиссию возглавил опять же заместитель министра внутренних дел. Дополнительную напряженность создает то обстоятельство, что из всех заместителей Гантамирова на работе остался один — Хамзат Умхаев, принадлежащий к «кадыровскому» тейпу Бeно.
Раз Кадырову позволили провести беспрецедентный по региональным масштабам и совершенно открытый медиа-захват, значит, и сценарий «триумфального шествия» главы Чечни к 5 октября продолжает жить в федеральном сознании.
А существует ли и впрямь сценарий шахматного «размена» антикадыровских кандидатов во имя их консолидации — будет видно по судьбе этих самых кандидатов в ближайшие недели. Как и то, зачем Кремлю нужны эти кандидаты (если и впрямь нужны) — для попытки повернуть ситуацию в Чечне в какое-то новое, уже не связанное с Кадыровым русло или же всего лишь для торга с нынешним главой Чечни, выход которого вместе с собственной «службой безопасности» из-под контроля остается одной из главных страшилок для Москвы.