Адыгейский олигарх
В субботу стало известно, что президент Адыгеи Хазрет Совмен издал указ об отставке премьера этой небольшой западнокавказской республики Геннадия Микичуры. Сибиряк, в прошлом один из замов Александра Лебедя в Красноярском крае, уволен, как говорится в указе, «по его просьбе». Насчет «просьбы», правда, имеются некоторые сомнения: как сообщило ИА REGNUM, за два дня до отставки Микичура, выступая по республиканскому ТВ, делился со зрителями своими премьерскими планами на будущее.
«Сибирский десант», прилетевший в Адыгею после избрания Хазрета Совмена президентом в феврале 2002 года, был явлением вполне ожидаемым: сам Совмен, в такой же степени сибиряк, как адыгеец, в течение 30 лет возглавлял в Красноярском крае крупное золотопромышленное предприятие. Собственно, как золотопромышленник он и выиграл выборы (в первом же туре за него проголосовало больше избирателей, чем за всех остальных кандидатов вместе взятых): жители республики, уставшие от грызни малоимущих по российским масштабам местных кланов, сохранившихся еще с советских времен, приветствовали богача со стороны, видя в нем человека, готового скорее поднимать республику за свой счет, нежели поправлять посредством республиканского бюджета собственное материальное положение.
Ожидания эти Совмен в известной мере оправдывал. Внедренная им в республику фирма «Возрождение», которой руководят тоже большей частью сибиряки и которую Совмен открыто называет «своим бизнесом», практически взяла на себя, например, восстановление сел, пострадавших от наводнения прошлым летом. Постепенно все больше бывших сотрудников основанного Совменом золотопромышленного концерна «Полюс» перебиралось в Адыгею. Министром финансов, например, стала бывший главный финансист концерна.
Проект века
Уход премьера Микичуры на самом деле хорошо согласуется с другим, едва ли не более значимым событием в жизни Адыгеи на этой неделе: с отставкой, опять же без внятного объяснения причин, «адыгейского Волошина» — Сергея Клещева, руководителя администрации Совмена. Еще одного «неместного», но имевшего в республике большое влияние чиновника.
С двумя своими ключевыми сотрудниками Совмен распрощался почти в то же самое время, как он распрощался и с имиджем президента, разъезжающего по республике с чемоданчиком денег для нуждающихся. Не то чтобы рука дающего оскудела, но все же часть «спонсорских» проектов была свернута. А одновременно возник «всем проектам проект» — строительство автомобильной дороги, соединяющей столицу Адыгеи Майкоп с Сочи.
Выгод проекта не перечесть. Во-первых, получив прямой автомобильный «выход к морю», Адыгея сама сможет стать продолжением черноморского «туристического рая», дополнив его своими горными красотами и горнолыжными угодьями. Майкоп из чистенького захолустного городка, по уверениям сторонников проекта и, прежде всего, самого Совмена, превратится в «окраину курортной зоны». Во-вторых, в траспортном отношении из «тупиковой» Адыгея станет «транзитной»: грузо- и пассажиропоток из Ставрополья и северокавказских республик пойдет именно через нее, сэкономив несколько сот километров пути по Краснодарскому краю. Ясно, что если хотя бы один из перечисленных результатов будет достигнут, у республики появится шанс распрощаться с дотационностью. Правда, стоимость самой дороги оценивается в 27 миллиардов рублей.
Адыгейские против сибирских
Хотя конкретных решений по финансированию дороги пока нет, этим летом Совмен заговорил о ее строительстве в гораздо более утвердительной модальности, нежели ранее. И в преддверии начала осуществления небывалого для региона проекта смена команды президента — это смена людей, которым предстоит этот проект контролировать.
По мнению людей, осведомленных в республиканских раскладах, уход Клещева и Микичуры обозначает усиление адыгейской группировки в окружении Совмена. Симптоматично, что самый видный ее представитель, советник Совмена Шамсутдин Тугуз, в своих последних интервью критиковал премьера и руководителя администрации.
Усиление «адыгейской» составляющей видится и в том, что в последние месяцы обратно отвоевали себе высокие посты некоторые люди из окружения бывшего президента Адыгеи Аслана Джармова. Как сказал в этой связи депутат республиканского парламента и один из лидеров «Союза славян Адыгеи» Владимир Каратаев, «бывшие» и «нынешние» объединились, чтобы доламывать Адыгею». Этими настроениями невозможно пренебречь: адыгейцев в республике всего 21%, большинство составляют русские, вера которых в интернационализм Совмена в свете последних кадровых решений может быть серьезно поколеблена.
Курорт раздора
Однако потенциальная «конфликтность» происходящего сейчас в Адыгее этим не ограничивается. Дело в том, что против строительства дороги Майкоп — Сочи выступает Краснодарский край, с губернатором которого Александром Ткачевым у Совмена трения давние и принципиальные.
Разыгрывающий националистическую карту Ткачев в публичных высказываниях по проблемам миграции отказывает адыгейцам в статусе «коренного народа Кубани» (несмотря на то что еще в середине XIX века именно адыгейцы составляли основное большинство населения во всем Восточном Причерноморье, о чем напоминают адыгейские названия приморских городов, например Туапсе). Кроме того, Ткачев регулярно говорит о необходимости укрупнения субъектов РФ, что все понимают как намек на необходимость «вернуть» Адыгею в состав Краснодарского края, в который она входила во времена СССР. Совмен, натурально, категорически возражает. Теперь наряду с этими «глобальными» вопросами конфликт возникнет и в вопросе о грузовом транзите, и контроле над курортами.
Правда, нельзя исключать, что федеральный центр, не желая дестабилизации еще в одной части Кавказа, нанесет упреждающий удар, добившись смены как главы Краснодарского края, так и президента Адыгеи и уже с новыми «кадрами» объединив два региона. Для Ткачева «сменой» может стать давно прогнозируемое назначение вице-премьером по сельскому хозяйству. Что касается Совмена, то сам он не уйдет, «если только его не попросит об этом сам Путин,» как уточнил наш источник.