Перефразируя отечественный фольклор 15-летней давности, сегодня в Ираке перестрелка перетекает в перестройку. Американцы определились со своими планами в отношении этой страны: прежде чем власть будет передана местному правительству, страну ожидают социальные, экономические и политические преобразования. Типологически преобразования эти больше всего напоминают рыночно-демократические преобразования в бывшем СССР - с той разницей только, что осуществляться они будут «внешним управляющим».
Ираку предстоит «идеальная перестройка». Неочевидная для гордого своей великодержавностью соотечественника мысль: типологически российское пост-советское неустройство, рассматриваемое сквозь американскую идеологическую призму, отличается от неустройства иракского очень мало.
Выступая на заседании Всемирного экономического форума в иорданском Аммане, главный оккупационный администратор Пол Бремер нарисовал картину иракской экономики, весьма напоминающую экономику советскую. По его словам, экономика Ирака страдала от центрального планирования и милитаризации (здесь, конечно, Бремер имеет в виду не собственно производство вооружений, а программу искусственной индустриализации, которая могла стать базой, в частности, для разработки оружия массового поражения). В результате отсутствия «рыночной дисциплины», госпредприятия не создавали прибавочную стоимость, а наоборот, напрасно переводили ресурсы. Вся эта бесхозяйственность финансировалась за счет дешевой энергии и госсубсидий, что означало неограниченную эмиссию.
Лекарство от этих бед, конечно, существует только одно. Как дипломатично выразился Бремер, «на протяжении последних 15 лет другие страны также пытались вырваться из того замкнутого круга», и их опыт показал необходимость и неизбежность приватизации, прекращения субсидий, фискальной дисциплины. Затем - формирование институтов рынка, укрепление банковской и судебной системы, гарантии прав собственности, создание соответствующей правовой базы и внедрение западных стандартов корпоративного управления, присоединение к создаваемой Вашингтоном ближневосточной зоны свободной торговли (с США) - эдакому региональному ВТО.
Академические дебаты вокруг причин подразумеваемого неуспеха российских реформ вращаются в основном вокруг политической невозможности проводить экономически рациональную политику. Целый ворох теорий выстроен по поводу «окна возможностей» для проведения радикальных преобразований: гайдаровскому, де, правительству надо было действовать еще быстрее, поскольку в дальнейшем массовое недовольство последствиями либерализации цен и прекращения госсубсидий лишило реформаторов политической базы. Изводы этой теории - размышления о том, как это «окно возможностей» можно было расширить, за счет ли пакета финансовой помощи со стороны Запада, ли, более радикально, за счет «чилийского варианта» - ультра-рыночной диктатуры. Сюда же относятся и сетования на неспособность реформаторов выкорчевать остатки старых элит, которые несут паразитические методы хозяйствования в экономике и командно-бюрократические - в политике.
Поэтому ключевые проблемы иракской перестройки тоже понятны и знакомы. Вопрос об элите - решен: правящая партия Баас запрещена, ее лидеры отпечатаны на игральных картах, а рядовым членам американские пособия выдаются только в обмен на официальное отречение от бывших идеалов.
Решение вопроса о «социальной цене реформ» предполагается совместить с решением самого проклятого вопроса российских 1990х - вопроса о нефти.
По версии Бремера, нефтедоллары потекут в специальный фонд, из которого будут либо выплачиваться «дивиденды» всем иракцам, либо финансироваться пенсии и пособия.
~ В ближайшее время мы увидим, решаемы ли эти проблемы в принципе. Через месяц-другой будет сформирован иракский «Политический совет» - и сразу станет ясно, возможно ли полностью избежать сотрудничества с бывшей элитой, или «десаддамизация» Ирака ограничится символическими 55 игральными картами? Багдадские Крючковы-Янаевы, конечно, уже кто в бегах, кто в заключении, но вот у иракских черномырдиных-вяхиревых вполне есть шансы на экономическое будущее. Госсубсидии построенной советскими специалистами иракской индустрии, конечно, прекратятся, но это вовсе не обязательно будет означать избавление от нефтяной зависимости: есть вероятность, что на иглу сядут не «старые» отрасли экономики, а напрямую - через выплату субсидий - само население (как это произошло в Саудовской Аравии). Остаются, наконец, проблемы менталитета - но здесь Бреммер считает главной предпосылкой успешного реформирования именно трудолюбивый, технически подкованный иракский народ, который уже вовсю издает независимые газеты, создает институты местного самоуправления и гражданского общества. Ну-ну.
Интересно, все-таки, можно ли было переделывать Россию по-умному? Ответ узнаем через несколько лет.
Автор - обозреватель газеты «Ведомости», специально для «Газета.Ru-Комментарии»