Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Открыть закрытый порт

Вот уже несколько лет, как Россия «поворачивается на восток». С одной стороны, мы пытаемся вывести на новый уровень отношения с Китаем, пока сами плохо понимая, как работать с бизнесом и чиновниками этой страны, с другой — хотим «взрывного развития» нашего Дальнего Востока.

Однако, на мой взгляд, рассуждая о развитии наших восточных территорий, российская политическая и интеллектуальная элита забывает о двух важнейших обстоятельствах.

Первое состоит в том, что за последние сто лет конфигурация глобальной экономики радикально изменилась. Морские маршруты более эффективно соединяют сегодня центры хозяйственной активности, нежели сухопутные. Средняя стоимость перевозки стандартного контейнера на 1 тыс. км на океанских судах в 1,9–3,2 раза ниже, чем по железной дороге, и в 2,7–4,5 раза ниже, чем автомобильным транспортом.

Доля морского транспорта в грузообороте международной торговли составляет 67–68% (причем доля железнодорожного упала до 13% с 59% в начале ХХ века).

Более 60% глобального валового продукта производится на территориях, отстоящих от морского побережья менее чем на 100 миль.

История успеха той Азии, к которой мы собираемся «поворачиваться», во многом обусловлена именно этим сдвигом. Промышленность Японии, Кореи и Китая в разные годы подталкивалась тем, что каждая из этих стран в свое время производила более 50% тоннажа мирового торгового флота. Экономики Азии сформировались и развиваются как прибрежные, не случайно сегодня между севером Японии и Малаккским проливом расположены 13 из 20 крупнейших портов мира.

Россия относится к этим трендам с поразительным пренебрежением.

Основной акцент, как и сто лет назад, мы пытаемся сделать на железнодорожном транспорте, переживающем не лучшие времена (за период с 1913 по 2013 год протяженность железных дорог в мире сократилась на 600 тыс. км, причем в таких странах, как США, Канада, Германия, Франция и Австралия, она уменьшилась на 203 тыс. км, или на 34,8% ее общей протяженности).

Сегодня на том же Дальнем Востоке все наши порты переваливают в 5,5 раза меньше грузов, чем один порт Шанхая. Это не значит, что нужно отказываться от развития железных дорог — с учетом расстояний внутри России. Но первый императив в развитии российского Дальнего Востока состоит в необходимости использования его потенциала в первую очередь как прибрежной территории, в том числе как пространства, граничащего с Китаем.

Второе состоит в том, что Россия — это континентальная страна, схожая по своей пространственной конфигурации только с Соединенными Штатами. Между тем история США показывает, что их западное побережье пережило бум тогда, когда начало активно интегрироваться в тихоокеанскую экономику. Сегодня с запада на восток Америки через континент не идут транзитные потоки: 94% азиатских товаров, потребляемых в восточных штатах, поступает туда морем через Панамский канал.

Наш Дальний Восток в еще большей степени должен рассматриваться не как «ворота в Россию» (где пока входящим особо нечего искать), а как обладающая самостоятельной ценностью региональная экономика, вовлеченная в азиатско-тихоокеанские хозяйственные процессы.

К сожалению, пока этот тезис вообще не воспринимается в России. Мы по-прежнему представляем себе Дальний Восток исключительно как «неотъемлемую часть» российской экономики.

На мой взгляд,

следует изменить стратегию, превратив регион в составной элемент азиатской экономики.

Выстраивать транспортную инфраструктуру с учетом формирования международных, а не только грузовых потоков; допустить действие здесь стандартов и правил, отличных от общероссийских; синхронизировать планы развития с программами, существующими в Японии, Китае и Корее. От ускорения экономического роста регион не перестанет быть политической частью России: в начале ХХ века население Владивостока было русским лишь наполовину, но город бурно развивался, оставаясь в нашей юрисдикции. Сейчас же накопленный в Азии опыт свободных экономических зон дает гигантские возможности для его перенесения к нам.

Что можно было бы предложить, если исходить из сказанного выше? На мой взгляд, развитие региона должно предполагать два уровня стратегического видения.

С одной стороны (и на первом этапе), нужны смелые шаги по реализации конкретных проектов по интеграции региона в местную экономику. Самым очевидным представляется использование его положения для транзита,

но не через Россию из Азии в Европу, а через Россию из Азии в Азию.

Российское Приморье, и особенно его южная часть, отделяет от моря громадные территории КНР — провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и Внутреннюю Монголию (с 90 млн человек и $750 млрд регионального продукта). Производимые здесь товары вывозятся по суше к портам Желтого моря, откуда транспортируются как на экспорт, так и в… южные районы самого Китая.

Почему в такой ситуации не построить новый многофункциональный порт, например, в бухте Троицы, всего в паре десятков километров от границы? Если не выдумывать всякого рода «территории опережающего роста», а просто повторить опыт открытого порта, можно было бы провести железную и автомобильную дороги от китайской границы к новому порту, сделав их экстерриториальными.

Вокруг порта можно было бы выделить территорию 200–250 кв. км, установив таможенный и пограничный контроль, как это сделано, например, в китайском Шеньчжэне. Тогда через порт пошли бы китайские грузы в Японию, США, на Филиппины, да и в сам Китай, а также товары из этих стран, предназначенные для северных китайских провинций.

Учитывая масштаб экономики Северного Китая, новый порт легко мог бы переваливать 80–100 млн тонн грузов в год. Объект такого масштаба увеличит ВРП Приморья на 30–35% нынешних уровней. Вокруг порта создастся промышленная зона, в которую российское сырье, например, может поставляться по внутренним ценам при условии, что на предприятиях будет занято не менее 50% россиян.

Как такая политика ведет к локальным экономическим прорывам, можно посмотреть на примере индустриального комплекса при порте Джебель-Али в Дубае. Я не говорю о том, что сам порт можно было бы построить за счет частных инвесторов, если бы они действительно получили гарантию его статуса как porto franco.

Идея создания свободного порта на Дальнем Востоке прозвучала в конце прошлого года в послании президента России Федеральному собранию. Теперь самое главное, чтобы исполнители не выхолостили эту идею.

Так, сам Владивосток находится от китайской границы более чем в 100 км, при этом находится в городе, что не предполагает ни экстерриториальности, ни возможности создания промышленной зоны; и я уже не говорю, что половина порта используется Тихоокеанским флотом, а значит, возникнет режим секретности, с которым в нашем случае несовместимо никакое развитие. Поэтому необходимо шире взглянуть на возможности региона и использовать поручение президента как шанс для создания реально прорывного проекта.

С другой стороны (и на втором этапе), следовало бы начать поступательное введение особого режима хозяйствования на всей территории ДВФО и, возможно, на большей части Восточной Сибири. Я имею в виду снижение налогов на ведущийся здесь бизнес (не предоставление «льгот», а фронтальное снижение налогов); допущение работы по стандартам и техническим нормам, принятым в Японии, Корее и Китае; участие частных инвесторов в строительстве инфраструктуры; либерализацию частного предпринимательства, в том числе добычи золота и других полезных ископаемых (здесь показателен пример той же Аляски), и многое другое.

Если мы хотим развить Дальний Восток, то мы сможем сделать это только так же, как развивались другие территории в Азии: через допущение максимальной хозяйственной свободы и массированное привлечение иностранных инвестиций и технологий. В отличие при этом от Китая или Вьетнама, где главным конкурентным преимуществом выступала дешевая рабочая сила,

основным преимуществом российского Дальнего Востока может стать дешевое сырье.

Сегодня процветанию российского Дальнего Востока мешает в первую очередь наша бюрократия, не способная к творческим решениям, боящаяся экспериментов и ответственности.

Но альтернатива, с которой сталкивается любая страна в XXI веке, состоит в выборе между свободой и неразвитием.

И выбор этот зависит не от «объективных обстоятельств», а исключительно от компетентности национальных элит.

Новости и материалы
Эвакуированный из Палестины врач получил гражданство РФ
Россиянка избила палкой сотрудников службы отлова, защищая бездомных животных
Россия передала Киргизии оборудование для ремонта военной техники
Бывшая жена Хью Джекмана вышла на публику с мужчиной на фоне слухов об измене актера
Хозяйка не узнала своего кота, вернувшегося домой спустя 5 лет
На Украине рассказали о возвращении беженцев в Мариуполь
Дружественные страны могут начать поставлять России картофель
Пашинян сбрил бороду
Стало известно, кто живет в трехуровневой квартире Леонтьева в Москве
В США спасли койота, застрявшего головой в пластиковой банке
В Москве крановщика приговорили к 24 годам за поджог столичного военкомата
В Госдуме заявили о «набате» для Зеленского из-за позиции Стефаник по Украине
На Бали восстановили авиасообщение после извержения вулкана
Врач заявил, что ходьба по лестнице снижает риск инсульта и инфаркта
Украинские БПЛА атаковали Шебекино
Слуцкий сообщил, что Путин передал в работу проекты ЛДПР по демографии и СВО
Объявлено формирование второго потока обучения программы «Время героев»
В ЦБ анонсировали плавное изменение денежно-кредитной политики
Все новости