Политическое лицемерие — вещь неизбежная, традиционно оправдываемая высокими государственными соображениями. Труднее оправдать политическое шулерство, ставшее основным творческим методом подконтрольных власти федеральных каналов. Особенно оно заметно в той азартной игре, которую ТВ принялось играть в обострившейся борьбе за влияние на постсоветском пространстве.
Сколько спецпроектов было посвящено непокорной Украине! Апофеозом стал вышедший накануне президентских выборов фильм Владимира Меньшова и Константина Семина. Масштабное полотно проливало свет на конечные результаты «оранжевой революции» путем нагромождения кадров цветущей деградации бывшей советской республики в разных областях жизни — от промышленности до идеологии. Но вот победил «хороший» Янукович, и перец телепропаганды срочно заменили зефиром в шоколаде. Главный блюститель «Национального интереса» Дмитрий Киселев даже специальный телемост Киев — Москва устроил. Приглашенные гости с обеих сторон исправно толкли воду в ступе. А Киселев лично следил, чтобы с российской стороны лилась лишь одна патока, приговаривая: «Вы такие умные, красивые, благородные»... Пусть не огорчаются те, кто не успел посмотреть сколь странное, столь и безликое шоу. Зрителям в конце недели предстоит увидеть еще вторую часть телемоста, освященного участием таких мощных специалистов по межгосударственным отношениям, как Ксения Собчак и Никита Михалков.
Если канал «Россия» разрабатывает с помощью своих спецназовцев грубую стратегию, то «Первый» осуществляет тонкую работу по использованию кнута и пряника средствами высокой художественности. Таков показанный в понедельник фильм «Нурсултан», посвященный юбилею первого и единственного президента Казахстана. Это даже не фильм, а фреска, изображающая всечеловека. Попытки одомашнить, утеплить его образ с помощью синхронов близких людей, то и дело наталкиваются на неизбежное в канонах жанра возвеличивание. Перл создания — реплика учителя истории и по совместительству первого наставника президента: когда я вижу его изящную походку, то испытываю наслаждение. Сам Нурсултан, вызывающий несомненную симпатию, спокойно так разъясняет краеугольное: «История выбрала меня. Я построил независимое государство, поднял его экономику, я сделал его известным во всем мире».
Лояльный Нурсултан — ярчайшая антитеза бунтующему Лукашенко. О первом следует слагать гимны, второго — кошмарить по полной программе. Подобная миссия чаще всего выпадает на долю НТВ, главного чернорабочего современного агитпропа. «Россия» работает скальпелем, «Первый» — кистью, а НТВ — исключительно топором. Именно этим орудием производства сделан фильм «Крестный батька», спешно запущенный в эфир программы «Чрезвычайное происшествие» накануне саммита в Астане. Нет такого греха, в котором авторы не упрекнули бы Лукашенко. Он и Гитлера ценит, и хладнокровно уничтожает оппозицию, и за русский газ не платит, и Южную Осетию с Абхазией не признал. Но главное обвинение — он патологически любит власть. А этого уже не прощает не только брутальное НТВ, но и рафинированный канал Russia Today, выпустивший убийственный сюжет о «последнем диктаторе Европы».
Принято считать, что сегодняшняя пропаганда пользуется приемами брежневской эпохи. Но мне кажется, что тогда работали чуть тоньше. Нынешние мастера черпают креатив в совсем уж примитивном идеологическом арсенале то ли позднего Сталина, то ли раннего Хрущева. Именно в те торопливые времена, как и сейчас, напрочь не учитывался контекст. Можно, конечно, вывести за рамки повествования о Лукашенко Медведева с Путиным (они всегда преподносятся электорату в блоковском «белом венчике из роз»). Но нельзя контролировать после просмотра «Крестного батьки» неизбежные аналогии с нашим миропорядком, начиная с отношения к инакомыслящим, любви власти к самой власти и заканчивая представлениями о границах политической целесообразности. Кстати, из всех мастеров разоблачений только Меньшова волнует данное обстоятельство. Посему он завершил свое сочинение, речь о котором шла выше, простодушной ремаркой: «Сразу говорю: большинство из того, что мы вам расскажем об Украине, можно наблюдать и в России. Так что это не попытка посмеяться над народом».
Итак, информационные войны, локальные и масштабные, — самое слабое место нашей пропаганды. Их стилистика вязкая, их почерк невыразителен, их авторы неталантливы и к тому же страдают амнезией. А иначе бы они непременно вспомнили, что сам феномен крестного батьки возможен только при наличии молчаливого согласия Большого Российского Брата в течение многих лет.