Если при жизни телевидение Егора Гайдара вообще не замечало, то после смерти обратило на него пристальное внимание. День рождения главного постсоветского реформатора был отмечен подробными новостными отчетами о памятных торжествах. В эфир вышли сразу три фильма о Егоре Тимуровиче: «Долгое время» Павла Шеремета, «13 месяцев надежды» Николая Сванидзе, специальный проект в рамках программы Дмитрия Быкова «Картина маслом». Наконец-то было сказано много важных слов о человеке, символизирующем новые времена России. Не обошлось и без сюрпризов. На экран больших федеральных каналов старшие товарищи разрешили младшим даже выпустить Бориса Немцова, чье имя в числе прочих известных оппозиционеров давно табуировано в государственных СМИ. Зрители увидели глубоко скорбящего Анатолия Чубайса, лишенного своей привычной победительности. Заговорила (теперь уже не только в блоге, но и в кадре) Татьяна Юмашева. И, наконец, Мария Гайдар произнесла целый «Монолог» об отце.
С этим документальным фильмом случилась, правда, отдельная история. В дебютном выпуске передачи Быкова, где обсуждался «Монолог» и его герой, были при монтаже настолько перепутаны все фрагменты, что в ином контексте это могло выглядеть как сознательная провокация. Впрочем, будем снисходительны: речь идет о новой версии 5-го питерского канала, который только начал свою работу неделю назад. Тем более что даже в таком формате, задом наперед, передача — глоток свежего воздуха в безвоздушном пространстве ТВ. Ток-шоу в студии получилось более содержательным и интересным, чем фильм о Егоре Тимуровиче. Дочка Маша голосом первой ученицы произносила правильные фразы, беспомощная камера пыталась слепить их. От всей этой предсказуемости и отстраненности было как-то не по себе, и, если бы не фрагменты последнего интервью Гайдара, речь можно было вести о провале. Ощущение небрежности увенчали титры. В них значится: автор сценария — Оксана Барковская; режиссер — она же; она же (внимание!) вместе с Марией Гайдар — автор монолога. Впредь следует знать: качество монолога зависит от количества его авторов…
Досадные мелочи не могут отменить главного: день рождения Е. Г. был отмечен в высшей степени достойно. Задело другое. Всякий раз, когда происходит публичное переосмысление роли личности в истории, встает неизбежный вопрос: роль переосмыслена, потому что личность мертва или потому что кто-то сверху дал отмашку? Управляемая демократия уже достигла своих пределов. Так и видишь аккуратного господина с ускользающим взглядом, который в тиши кабинета решает не хуже целого политбюро в прежние времена, кого как хоронить и кого как чествовать в связи с потребностью исторического момента. И эта зависимость от некоего «высшего разума», манипулирующего сознанием народонаселения, становится все более и более оскорбительной. В какой-то момент ловишь себя на том, что дозволенные восторги (даже те, с которыми ты согласна) тебе почти так же неприятны, как дозволенная хула. Вдумаемся только в пассаж, произнесенный в фильме Сванидзе мамой Гайдара: «Я очень благодарна президенту и премьеру, что они сказали добрые слова и тем самым дали знать людям — мертвого Гайдара пинать не надо».
Ариадну Бажову-Гайдар можно понять. Её горе настолько велико, что она хватается за любую соломинку. Но каково гражданам великой державы постоянно осознавать, что они живут в стране, где судьба всех и каждого зависит от того, что сегодня «дадут знать людям» их правители? Еще вчера власть, поднявшаяся на дрожжах неприятия лихих девяностых, устами своего ТВ назначила Е. Г. главным виновником российских бед, а уже сейчас его называют «великим». В день смерти «великого» только и смогли наскрести две передачи с его участием — «Школу злословия» и «Познера». Спасибо, что хоть так удалось зафиксировать «позднего» Гайдара. Обе эти программы были показаны в день его смерти. Поразил масштаб личности и верность себе. На вопрос Познера «Когда вы окажетесь перед Богом, что вы ему скажете?» Гайдар ответил: «Я делал то, что считал своим долгом». Поразила смелость оценок: «У нас нет демократии, у нас мягкий авторитаризм». Поразил контраст с нынешними правителями — он не старался никому понравиться, хотя хорошо знал рецепты: «В стране без демократии легче всего воспринимаются простые лозунги вроде «Родина или смерть», «Бей жидов». Очень легко сделать, чтобы тебя аудитория полюбила. Гораздо сложнее сделать так, чтобы люди что-то поняли».
Не исключено, что нынешнее почтенное отношение к Гайдару еще не раз будет смыто волнами ненависти. Теперь Егор Тимурович может и подождать — у него впереди долгое время (так называлась одна из его книг).
В финале «Школы злословия» Авдотья Смирнова, девушка порывистая и эмоциональная, с большим чувством говорит Гайдару: «Передайте властям, что они дураки, если они вас не слушаются». Егор Тимурович застенчиво улыбнулся, но твердо пообещал: «Хорошо, передам».
Не успел.