Константин Семин опять отличился. В «Вестях недели» он представил свое сочинение на тему фашизма. Творческий метод автора, который я назвала бы разоблачительным постмодернизмом, все крепчает. В формате клипа зрителю предлагают окрошку из обрывков цитат, мыслей, интервью, старой хроники. В ход идет любимое произведение Семина двадцатилетней давности, американская документалка «Секретное правительство» (разумеется, о мировой закулисе), президент Адамкус, литовский фильм «Советская история», где проповедуется неслыханное (Семиным): Сталин и Гитлер – явление одного порядка. С этого плацдарма у автора один путь – на Украину, и он не обманывает наших ожиданий. Бандеровацы смешиваются с женой Ющенко Кэтрин Чумаченко и заправляют соусом из бывшего секретаря ЦК КПСС Валентина Фалина, который привычно твердит о русофобии как основе отношений России с Западом. Выводы Семина не всегда адекватны, но всегда бьют в набат: «Подмените историю, и 22 июня не заставит себя ждать».
Впрочем, на этой неделе было точно не до Семина. Для меня, в частности, вынужденной смотреть ТВ в промышленных масштабах, Евро-2008 стало большим испытанием. После игры российской сборной со Швецией и особенно Голландией телевизионный контент жуешь, как вываренную треску. Ведь такой футбол – не просто спорт, обернувшийся искусством, но и мечта об идеальном ТВ. Во-первых, здесь есть мощный сюжет – превращение маргиналов в лидеров. Во-вторых, прекрасная драматургия, основанная не только на естественном противостоянии команд, но и на подспудном конфликте между «нашим» Гусом Хиддинком и «ихнем» Ван Бастеном, земляком, коллегой, прежним единомышленником. В-третьих, совершенное эстетическое зрелище – гармония цвета, света, формы, движения. Так, как научились снимать футбол, пока не снимают ничего (включая Кремль с птичьего полета во дни народных торжеств).
Дополнительную интригу создает столкновение общих и крупных планов. Из мозаики кадров рождаются психологические портреты. Можно прочитать тонну статей об игроках, но понять и прочувствовать по-мальчишески рыдающего Аршавина; загадочного Ибрагимовича, вдохновенно шлепающего губами; изысканно-артистичного Ван дер Сара, в финале срывающегося на крик, можно только здесь и сейчас. Наконец, в футболе материализована мифология чуда, наиболее чтимая нашими соплеменниками. Сколько лет пели: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» - не вышло ничего. Но вот пришел Хиддинк, человек другой цивилизации, живущей по законам нормальной прагматики - и получилось хоть что-то.
Хочется думать, что голландец сдвинул ситуацию не только в футболе, но и в наших умонастроениях. Вдруг из эфира вымыло всех профессиональных патриотов, включая Максима Шевченко с его программой «Судите сами» (Иначе апологету нашей самости пришлось бы рассуждать о роли в российской истории варягов-спасителей, коих и до Гуса было немало). Еще недавно подобные судьбоносные события тотчас призвали бы под телезнамена оракулов типа Никиты Михалкова или Михаила Леонтьева. В случае поражения они бы привычно глаголили о всемирном заговоре, в случае победы – о нашем первородстве. Понимаю, что нынешнее затишье от шока. Все придут в себя, засыпят экран шелухой общих слов, запоют футбольный марш Грызлова, завопят кричалку: «Весь мир – параша, победа будет наша!». Все это будет, но потом. А пока - только радость и ощущение подлинности. Крепкий молчаливый мужичок Хиддинк, отлично делающий свою работу, - знак и символ победы. В программе «Главный герой с Антоном Хрековым» продемонстрировали памятник (пока из гипса) славному Гусу, слепленный крымским умельцем. По художественным статям он не намного лучше памятника клизме в курортном Железноводске, который накануне стал едва ли не первой новостью информационных выпусков, но каков градус восторга!
Когда ночью мы вышли на Тверскую, благо живем рядом, тотчас окунулись в атмосферу счастья. На миг показалось: рухнули национальные и мировоззренческие препоны. Кавказцы братались со скинами, все объяснялись друг другу в любви, никакой агрессии, только восторг. (И даже я, с трудом переносящая толпу из десяти человек, чувствовала себя в этой расплавленной людской магме комфортно). Апофепоз счастья (поведал приятель): центровые, то есть недешевые, проститутки, обслуживали клиентов бесплатно.
Правильно сделал канал «Вести-24», дав в прямом эфире не комментарии записных витий, а живое дыхание ликующей Москвы.
Осталось задаться риторическим вопросом. Декабристы уж на что были тихими людьми, но и те разбудили Герцена. Кого или что разбудил многомиллионный глас, пронесшийся по России в самую короткую ночь в году? Хочется думать, что сей урок мы наконец-то усвоим: предпочтем, подобно Хиддинку, дело слову. Перестанем заниматься патриотическим словоблудием, переходящим в чистое шаманство. Из последнего: спортивный комментатор Виктор Гусев перед матчем с Испанией обратился с экрана с призывом к маме, жене, детям, родственникам и друзьям вкупе со всем народом поддержать нашу сборную; перед игрой с голландцами некоторыми мятежными умами овладела идея написать письмо президенту с просьбой перенести трансляцию с Первого канала на фартовую «Россию». Может быть, Гусев, которому никогда не стать Уткиным, все же научиться хоть как-то справляться с профессией. Может быть, канал «Россия» поймет, что активно распространяемый миф о собственной фартовости несовместим с продукцией мастеров типа Семина.
Кстати, а почему Медведеву до сих пор не присвоен негласный титул фартового президента? Он уж точно заслуживает его гораздо больше, чем все каналы вместе взятые.