Вы еще не смотрели программу «Обнаженный шоу-бизнес»? Горячо рекомендую. Особенно тем, кто видит в Диме Билане защитника национальных интересов России. Автор передачи — вдохновитель и организатор всех билановских побед Яна Рудковская. Если бы сия дама не поменяла несколько лет назад свой косметический салон в Сочи на амплуа жены лужковского родственника Батурина, не стала бы продюсером, не развелась бы скоропостижно с мужем, не было бы ни Плющенко, ни скрипки Страдивари, ни, страшно молвить, самого Билана.
В последнем опусе Яны прозвучала дивная песня в исполнении Сергея Зверева. Правда, он уже давно променял куафюр на вокал, но Зверев, поющий у Рудковской, – совсем особая история. Тем более, что слова у песни провидческие: «Всем уже известно, что звезда бывает в шоке. А вы сидите у экрана на своей попе». Прислушайтесь, господа. Не исключено, что на следующем «Евровидении» нам придется гордиться именно этим венцом творенья.
А пока страна гордится Биланом. Именем героя «Евровидения» называют школы и улицы; ему хотят установить памятник в Нижнем Новгороде; акушерка, принимавшая роды у Диминой мамы, делится мемуарами о первых минутах жизни звезды и даже сама Катя Лель счастлива тем, что родилась с Биланом на одной земле. Всякий, кто осмелится не разделить Катино счастье, вызывает подозрение. Нашелся только один диссидент, Сергей Минаев, вызвавший «К барьеру!» вездесущего Иосифа Пригожина (именно он, похоже, отвечает за любовь к родине в сфере шоу-бизнеса). Его слова прозвучали герценовским колоколом: «Мы считаем патриотами тех, кто в двенадцать ночи громче кричит: я патриот, Россия вперед, всех порвем… В мире больших ценностей «Евровидения» не существует». Впрочем, одинокий голос автора романа «The телки» потонул в хоре славословия.
Пыталась вспомнить, кого еще из героев поп-труда так восторженно чествовали. И вспомнила. Это было лет десять назад. Алла Пугачева только-только убедительно проиграла «Евровидение». Страна остро нуждалась в допинге в виде дополнительной зоны патриотизма. Таковой стал вовремя подвернувшийся юбилей Бари Алибасова На амбразуру были брошены люди в высшей степени достойные. Ниже приводятся цитаты из Ноны Мордюковой, Елены Санаевой, Ролана Быкова, Александра Михайлова: Алибасов – выдающийся деятель русской культуры; он Богом создан, чтоб нас радовать; он Альфред Шнитке русской попсы, создатель группы «Битлз» современности, основоположник нового музыкального театра. Кто сегодня помнит основоположника, где он?
Это, конечно, несопоставимо с масштабами билановской истерии, но все-таки встает вопрос: почему на нас время от времени накатывают волны коллективного психоза? Мы умудрились не заметить, как место массовой культуры, одной на всех, которую так долго и нежно пестовала советская власть, заняла культура маргинальная. Когда Алла Пугачева называет Игоря Николаева Моцартом, зрители по обе стороны экрана ничуть не удивлены. Ибо приучены к мысли: Моцартом не рождаются, им становятся с благословения примадонны и ТВ. Когда Александр Розенбаум гордо сообщает: «Я не принадлежу к поп-культуре», он прав. Розенбаум не поп-идол, но властитель дум; Пушкин от шансона теперь «главнее» Пушкина. Когда Дарья Донцова, утирая слезы, говорит: «Я выросла на песнях Кобзона» – она тоже права. На песнях Кобзона должна была взойти как опара именно Донцова. Что выросло, то выросло. Просто в нормальном обществе такие персонажи занимают не все экранное время, а только часть его. Но если ТВ 15 лет предпочитало всем стратегиям развития лекала шоу-бизнеса, то ничего другого в культуре, кроме шансона, Донцовой и Билана зрители не воспринимают.
Недавно Саркози, если не ошибаюсь, предложил учредить во Франции институт национального самосознания, а у нас этим самым самосознанием занимается главная итоговая программа главного канала страны – «Вести недели». Львиная доля последнего выпуска была отдана на милость победителям «Евровидения». Рудковская обиженно-менторским тоном поверх зрительских голов выясняла отношения с бывшим мужем Батуриным. Сам экс-муж привычно хамил журналистам и пытался замахнуться на святое, сообщив, что «Дима со всей этой камарильей был в Белграде на мои деньги». Придворный музыкальный критик Гаспарян горячо упрекал Киркорова в зависти Билану. А вся штука в том, что Филипп на «Евровидении» продюсировал украинскую певицу Ани Лорак, занявшую второе место. Посему он был принят в президентском дворце самим Ющенко, откуда вышел уже народным артистом Украины. Вся эта трагическая история была рассказана ведущим Андреем Кондрашовым достаточно сумбурно, но с нехорошими нотками в голосе и подозрительным прищуром. На короля поп-музыки, призванного к ответу, было больно смотреть. Казалось, он вот-вот сознается в том, что регулярно по ночам пускает поезда под откос. Но король сделал глубокий вздох, вобрал голову в плечи и молвил фразу не столько понятную, сколько основополагающую: «Как можно вообще посягать на это святое чувство патриотизма в нашей стране?».
Автор сюжета, лихо расправившись с Киркоровым, Украиной и Англией, недовольной результатами голосования на «Евровидении», горделиво заметил: «Раньше про таких, как Билан, на Западе говорили; «Русские идут», а теперь получается – «Русские пришли». Пришли, плюясь поп-корном, давясь пивом и опрокидывая встречных старушек с воплем «Россия, вперед!».