Они правы, конечно, Вячеслав Фетисов и Владимир Путин, когда решают преподавать в школах историю спорта в рамках курса истории страны. По-хорошему, разумеется, в школьную историю страны можно включить историю какой угодно дисциплины либо сферы человеческой деятельности, и все будет хорошо и полезно детям.
Можно включить, например, историю русской кулинарии, и согласитесь, любые сведения о кулинарии способны подвигнуть население к более осознанному голосованию на выборах, с одной стороны, и более правильному питанию — с другой. То есть польза.
Польза есть от любых знаний. И в спускаемой сверху по вертикали моде на спорт нет ничего плохого, ничего тоталитарного, ничего принудительного, фашистского, попирающего права. Спорт сам по себе неплох, даже если массовым спортом и увлекаются тоталитарные режимы. Успокойтесь! Наш режим увлекается горными лыжами. Тоже мне нашли массовый спорт.
Спорт прекрасен, и история его, без сомнения, достойна изучения в школе. Спортивные состязания, надо сказать, куда более рассказывают о человеческом гении, преодолении себя и благородстве, нежели история войн.
Другое дело, что история спорта, равно как история войн, история мысли или история властителей, может быть рассказана по-разному.
Убейте меня, я не помню, что это был за турнир. Кажется Уимблдонский. Я случайно включил телевизор. Давно, года два или три назад. Я никогда не смотрю спорт по телевизору, но тут я застыл и посмотрел подряд все эти геймы, сеты и тайбрейки. Это был финальный матч между Мартиной Хингис и Линдсей Девенпорт. Это был матч, в котором Хингис играла гениально, а Девенпорт выиграла. Девенпорт безупречно заколачивала мячи в площадку. Хингис рисовала в воздухе умопомрачительные узоры летящим мячом. Девенпорт была эффективна. Хингис красива. Иногда мне казалось, будто Мартина Хингис старается пренебречь красотой игры, лупить ракеткой побанальнее, но у нее было вдохновение в тот день, и она проиграла, подчиняясь капризу вдохновения.
Так вот, я хотел бы знать, история спорта, преподаваемая в школах, будет про победителей или про гениев?
Помните фигуриста Игоря Бобрина? Он занимал, как правило, вторые места на мировых чемпионатах, потому что был талантливее правил фигурного катания. По мне, так история спорта — наилучший в мире материал, позволяющий объяснить детям, что ради искусства можно, нужно и, как правило, приходится пренебрегать победой.
Вы видели как проиграл на последнем турнире Masters Тайгер Вудс? Лучший в мире гольфист Тайгер Вудс.
Вы следите за тем, как безнадежно турнир за турниром шахматный компьютер становится сильнее Гарри Каспарова? Очень скоро компьютер обгонит человека, и тогда шахматы в своей безнадежности станут самой благородной игрой на свете. История шахмат станет историей про человека, который заранее знает, что обречен на поражение, но, однако же, не сдается.
Любая история, на мой взгляд, становится благородной тогда, когда повествует о стойкости обреченных. Помните про спартанского царя Леонида, которого враги заперли в горном ущелье и предложили сдаться? А он крикнул: «Приди и возьми!». Это преподают в школах. И не так уж важно, в каком это было году. И не стоит выяснять, какое дело современному школьнику до древнего спартанца. Я думаю, молодому человеку очень полезно знать, что есть вещи поважнее успеха, благосостояния, удовольствия. Молодому человеку полезно знать, что достойное поражение лучше недостойной победы.
Лучше, лучше! Посмотрите, дети, как играет Мартина Хингис! Посмотрите, она ведь, вероятнее всего, понимает, что поэзия ее игры приведет ее к поражению. Посмотрите, как красиво она идет к поражению. Запишите тему домашней работы: «Зачем Мартина Хингис проиграла Линдсей Девенпорт?».
Это важно еще и потому, что нам как цивилизации предстоит проиграть. Нашим красивым представлениям о человечности, справедливости, милосердии – предстоит поражение. Я думаю, мы должны проиграть красиво. Я всегда восхищался людьми, которым это удавалось.
И я бы не хотел, чтобы в школе историю спорта преподавали как историю спортивных побед.
Автор – специальный корреспондент ИД «КоммерсантЪ»