Уволенный в одночасье после скандального интервью «Би-би-си» за рассуждения об угрозе «белой расе» и опасности «смешения кровей» пресс-секретарь Федеральной миграционной службы Константин Полторанин вовсе не оголтелый расист. Просто он в наглядной форме транслировал очень популярное в мире, не только в России, заблуждение, будто любое государство является чьим-либо домом по биологическим признакам. Из этого заблуждения проистекают и атаки на политкорректность.
Уже после увольнения Константин Полторанин с предельной искренностью объяснял свою позицию в эфире радио «Свобода». Он, в частности, сказал: «У нас есть проблемы с нашей основной, титульной нацией, с нашим русским этносом (а его порядка 80%), и эти проблемы очевидны. Такие же проблемы и у европейских стран, у европейских наций. Я высказываю свою точку зрения, но эта точка зрения никогда не противоречила позиции Федеральной миграционной службы и вообще каких-то государственных структур. Это наш дом, и мы хотим, чтобы в нашем доме был порядок». Позиция Полторанина заслуживает детального разбора: из отдельных кубиков маленьких правд запросто можно построить одну большую неправду.
Итак, есть ли в России проблемы с русским этносом? Конечно, есть. Главная очень проста: русских в России становится все меньше, и пока нет ни малейших оснований полагать, что эта тенденция изменится в ближайшие десятилетия.
Такая же проблема действительно есть и у европейских наций: почти везде количество представителей «племен», которые дали названия этим странам, тоже уменьшается. Полторанин и впрямь высказывал точку зрения, которая не противоречит мнению ФМС и госструктур. С той лишь разницей, что нашим начальникам хватало ума не рассуждать о миграционной политике в категориях откровенно националистического дискурса: они не говорили о вреде смешения кровей и угрозе белой расе в России, предпочитая обтекаемые формулировки вроде необходимости ограничить и упорядочить миграционные потоки.
Но вся стройная конструкция, основанная на фиксации очевидных вроде бы фактов, рушится, когда Полторанин говорит «это наш дом, и мы хотим, чтобы в нашем доме был порядок».
Ключевой вопрос — чей «наш»? Россия — это дом людей с белой кожей? Или это дом русских? Но разве это не дом всех людей, имеющих российское гражданство, независимо от цвета кожи, религии и страны происхождения? Вообще использованное Полтораниным в отношении русских выражение «основная» нация имеет лишь чисто арифметический смысл. Настаивать на ином смысле, определять хозяев дома под названием «Россия» по национальному признаку, значит обрекать на появление внутри страны в силу ее национального и конфессионального состава других закрытых на тяжелые засовы «домиков». И что, тогда русским не стоит даже и пытаться жить в Чечне, Дагестане, Татарстане, где другие «основные» нации?
В этих рассуждениях есть еще одна опасная ловушка. Полторанин — патриот белой расы (к которой относятся и чеченцы, и таджики, и узбеки, и аварцы, и евреи), русский патриот или патриот России? Это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Мононациональных государств в мире практически не осталось. Россия вообще ни в какой период своей истории не была таким государством. Более того, для любой страны хорошо, когда в нее кто-то стремится приехать жить и работать.
Человек ищет, где лучше. И для любого истинного патриота России должно быть лестно, что есть еще на Земле места, жители которых считают нашу страну более пригодным местом для обитания, чем те, где они родились.
Есть еще более печальная для поклонников чистоты рас общая историческая логика. Человечество на протяжении всего своего существования неуклонно движется в направлении увеличения миграционных потоков и смешения кровей. Это магистральный способ развития людей как биологического вида. На этом пути благодаря дикости, торжеству инстинктов, борьбе за ресурсы для выживания гибли целые этносы. А конкретные территории множество раз меняли свою принадлежность. Обессмысливая еще одно популярное у любителей биологической маркировки территорий выражение «наша исконная земля». Если мы хотим избежать истребления целых народов или исчезновения рас, в том числе русских как этноса или белой расы, тем более надо искать способы сожительства на общих принципах, а не выпячивания биологических и религиозных отличий.
Попытка считать любую страну «нашим домом» по цвету кожи большинства населения, желание сделать любое государство только «белым», «черным» или «желтым» — верный путь к тому, что желтым домом станет вся наша планета.
Можно сколько угодно потешаться над политкорректностью, можно вполне резонно опасаться глобальной смены эпох — а есть все более очевидные признаки конца христианской эры, когда именно эта религия была доминирующей силой в мире. Но главные проблемы человечества не решаемы без партнерства людей на основаниях, преодолевающих наши биологические различия. Необходимость есть и пить, иметь достойную работу и возможность самореализации не является привилегией и потребностью одной нации или расы. Если мыслить в пещерных, недостойных мыслящего человека категориях расовой дискриминации, у представителей черной и желтой рас будет как минимум не меньше доводов в пользу того, что как раз «белые люди» — основные носители зла на Земле.
Миграционные потоки не остановить, поэтому первейшим признаком цивилизованности государства в современном мире будет его способность становиться домом для всех законопослушных людей, волею судеб оказавшихся на этой территории.