Многие умные люди и многие глупые люди ставили и ставят так называемый еврейский вопрос. Но жил на свете один человек, который дал еврейский ответ.
Этот ответ прост: никогда не вини «еврея» — вини себя. Потому что «еврей» есть в каждом. Значит, и ты хоть немного «еврей». Этого человека звали Ицек-Гирц Зингер. Нам он известен как Исаак-Башевис Зингер, лауреат Нобелевской премии по литературе 1978 года, американский прозаик польского происхождения, так и не освоивший толком английский, так и не выучившийся управлять автомобилем, так и не запомнивший за полвека жизни в Америке даже свой американский адрес, писавший только на идиш, родивший не то 14 июля, не 26 октября 1904 года, т. е примерно 100 лет назад, в деревушке Леоцин под Варшавой.
Башевис Зингер ни в коем случае не был политическим писателем. Его главный сквозной персонаж, принимающий разные обличья, — это метафизически, изначально наивный человек. Чудик, юродивый, верящий всему, что говорят, живущий в плену сочиненных страхов и боящийся обидеть в реальной жизни любого другого человека. В каком-то смысле Башевис — «еврейский Шукшин». Только шукшинские чудики более деятельные, они хотят переустроить этот глупый мир, а чудики Зингера, скорее, стараются инстинктивно, бессознательно высвободить себе маленькую территорию где-то «возле мира» для построения иной реальности — доброй, трепетной, нежной, спокойной.
И все-таки для России Башевис Зингер писатель политический. Потому что развенчивает два главных основания российской политики, остающиеся практически неизменными что при царе-батюшке, что при большевиках, что теперь при чекистах — конспирологию и поиски виноватого на стороне.
Нам — стране, претендовавшей и, похоже, до сих пор претендующей на мессианство, на право учить жизни другие народы, — всегда мешала жить «мировая закулиса».
Октябрьский переворот 1917 года его враги тут же объявили «жидо-масонским заговором». Стали выискивать еврейские корни у Ленина, добрались до его дедушки Бланка и страшно обрадовались. При том что еврейские погромы начала ХХ века были отнюдь не заговором — фактически государственной политикой, как и знаменитое дело Бейлиса стало следствием очень даже поощрявшихся властью общественных настроений. Удивительным было не само дело Бейлиса, но оправдательный приговор по нему. Что касается масонов в русской революции, этим вопросом занялась Нина Берберова — первый человек, которому стали доступны самые подробные, американские архивы на этот счет. Единственным масоном среди сколько-нибудь известных деятелей Октября оказался Скворцов-Степанов. Вы помните такого деятеля?
Потом, уже у самих большевиков, долгие десятилетия роль мировой закулисы играл международный империализм. Жирный дядюшка Сэм с карикатур Бориса Ефимова, отпраздновавшего на днях 104-й день рождения, — вот кто хотел оторвать от великого, могучего, нерушимого союза республик свободных «куски пожирнее». Кстати, жилетка у дядюшки Сэма на этих карикатурах тоже была какая-то «жидо-масонская».
Наконец, на заре ХХI века нам предлагается новая мировая закулиса, новый заговор против «ядра» Советского Союза, которое «мы (слова Путина) сохранили и назвали Российской Федерацией». Теперь вместо «жидо-масонского» заговора власть настойчиво пиарит «жидо-чеченский»: телеканал НТВ по заказу ФСБ рассказывает байки про Березовского с Ходорковским, финансирующих чеченских террористов. Притом что, по версии самого Путина, террористы у нас орудуют никакие не чеченские, а международные.
«Евреем ХХI века» в России назначен чеченец и — шире — лицо кавказской национальности. Теперь в том, что дорвавшимся до власти реваншистам из спецслужб все еще мало власти, собственности и степени запуганности населения, будут виноваты новые внешние враги.
Есть вещи, о которых писать отвратительно, но необходимо. Иногда кажется, что у людей, правящих Россией, нет детей, что они не осознают свою смертность. Если человек хочет быть пожизненным президентом — пусть лучше прямо провозгласит себя пожизненным президентом. Народ у нас добрый, терпеливый, буянит, только если уж очень сильно выпивши.
Только не надо этих гнусных пропагандистских игр. Этой мировой закулисы. Этих поисков виноватого на стороне.
«Еврей» в России — по-прежнему метафора придуманной вины. «Евреем» в России по-прежнему может стать каждый. Поэтому никогда не вини «еврея» — вини себя. Так учил никого никогда ничему не учивший писатель Исаак-Башевис Зингер.