Слава тебе, как говорится, Господи. Жили, вроде, не тужили, голова — в прыщах, борода — во щах, коза — не брат, поп — не товарищ, собака лает — ветер носит, а тут — алтын. Еще вчера, казалось бы, щурились в слюдяное оконце, топили по-черному, стучали веретенцем в земляной пол, а сегодня — поди ж ты! Под голубыми небесами, великолепными коврами тиражом 10.000 экземпляров в Российской Федерации вышла совершенно новая просветительская книжка. Произведение, я вам доложу, рассчитано на подрастающее поколение россиян, но впечатление по себе оставляет недетское. Пользуясь методом эпического повествования, свежая книга ведет своего неокрепшего читателя через все свои 32 страницы нелегким путем — от сотворения мира до победы над немецко-фашистскими захватчиками. По дороге произведение дает ответы на сложные вопросы: что есть добро, а что — зло, почему все так, а не эдак, где то, а где — се, туда-сюда и пятое-десятое.
Называется все это, если вы еще не поняли, «Дед Мороз и его семья». Автор — Василиса Премудрая. Вообще, учитывая, что новая книга задумана, по всей видимости, как художественное произведение, в причинах ее издания и имени автора содержится некоторая гипербола (нарочитое преувеличение). На самом деле произведение написала, понятно, не Василиса Премудрая, а известная советская поэтесса Лариса Васильева, дочь одного из разработчиков танка Т-34, автор книг «Кремлевские жены» и «Дети Кремля», а также ряда лирических стихотворений, в том числе и стихотворения о волосатых подмышках. Заказчиком же выступили не Кощей Бессмертный, Ванька-дурак и говорящая собачка Жужа, а правительство Москвы.
Собственно, именно это последнее обстоятельство и обрекает эпос «Дед Мороз и его семья» на сказочно пристальное изучение. Был бы это просто Дед Мороз, пьянь, голова из ваты, так какой с него спрос? Правительство же Москвы — это вам не волосатые подмышки. Тут какие небылицы не пиши, а все — документ, все бумага. За нею — подписи, инстанции, коридоры. Тут назвался груздем, а два лучше. Семь раз отмерь, а все — Божья роса. Надо читать.
Хотя, говоря по-правде, книжка того и заслуживает. Учитывая нынешние вкусы московских властей, повествование могло случиться куда более сказочным: слова, например, Олега Газманова, музыка Церетели. Лариса же Николаевна Василиса Васильева-Премудрая — женщина опытная, титаническая. Так что из ее саги о Деде Морозе получилась почти что песня — огненная, бойкая, вызывающая такое оторопение, какое может случиться с человеком от спешного знакомства с историей КПСС, сборником медицинских наставлений бурятских шаманов и передачей «Дорожный патруль».
Начинает Лариса Николаевна с зарождения человечества, то есть с периода,
когда люди были легкими, как воздушные шары, и передвигались, слегка взлетая. Сообщая детям некоторые подробности об этом смутном периоде, поэтесса пишет, что граждане в те времена не умели нырять и не могли утонуть, а могли лишь питаться семенами трав и нектарами цветов. Примерно в это время и родилась мать поэтессы --красавица Волхона, которая отличалась от сограждан плотностью и тяжестью сложения, что позволяло ей плескаться в водоемах. Здесь и полюбил ее морской царь
Ильмень, мужчина с острыми плавниками и смелым взором осетра. Начиная с этого момента повествование на несколько добрых страниц уходит в область сложных половых взаимоотношений плотной женщины и осетра. Здесь поэтесса обошлась без жесткого порно, хотя хотелось бы, поскольку молодежь интересуется. Вместо этого мы знакомимся с довольно путаной чередой зачатий и рождений, способной сбить с панталыку даже профессионалов женской консультации: роды в озерной воде — появление на свет Василисы Премудрой (Ларисы Васильевой) — превращение водоплавающей матери-Волхоны в летающую чайку — трудное половое созревание поэтессы (до 18 лет никто не целовал) — встреча с отцом — насильственное превращение
в лягушку — три года унижений на болоте — встреча с мужчиной по имени Иван — непорочное зачатие (выпила сырое яйцо, лежавшее на подушке, стала вечно молодой, забеременела девочкой) — рождение безымянной дочери — превращение оной в реку — половая связь дочери-реки с рекой-мужчиной — рождение Деда Мороза (он же Микула, он же Майкл, он же Мигель).
Любопытно описывает поэтесса Премудрая появление на свет Деда Мороза-Мигеля: в реке Бабой Ягой был внезапно замечен голенький мальчик лет десяти, подобран, завернут в тряпицу и отнесен в дом. Через тридцать три года сорванец вырос ростом в сосну, телом — в дуб (здесь у автора, надо заметить, некоторые трудности с арифметикой и объемами мальчиков. Во-первых, 10-летнего голыша трудно завернуть в тряпицу, во-вторых, из таких мальчиков через 33 года не выходит 33-летних русских богатырей: 10+33=43).
Тем не менее, если верить поэтессе, дуб ростом с сосну успел многое сделать для Родины. Автор напоминает нам о некоторых свершениях Деда Мороза: остановка ледника, напавшего на Россию (именно тогда Мигель поседел от натуги), победа над Мамаем, Тамерланом, неким Ахмат-ханом, Наполеоном и Адольфом Гитлером. Не очень, впрочем, понятно, почему в книге остаются неотмеченными такие очевидные подвиги Майкла-Мороза, как электрификация всей страны, бесплатное народное образование, изобретение термоядерного заряда и правила Морковникова, установление конституционного порядка в Чечне и уголовное преследование Бориса
Абрамовича Березовского. Тут, по всей видимости, причин две: либо это войдет во второе, отредактированное и дополненное издание, либо эти дела — уровень не московского, а федерального Деда Мороза.
Хотелось бы, конечно, побаловать вас еще некоторыми чудными главами книги, где повествуется о детях нашего героя от его жены Метелицы: сыновьях по имени Холод, Иней, Лед и Сугроб и дочерях Стуже, Вьюге, Пурге, Оттепели и Капели (почему забыли про Нетто, Брутто, Усушку и Утруску — непонятно). Особенно трогательна из всех Капель. Про нее Лариса Николаевна Васильева пишет, что, мол, худенькая, бледненькая, тоненькая она получилась. Едва утро засветится, начинает она: кап-кап-кап. Раскапается, пишет, не остановишь. Настоящая Гонорея, прости Господи. Ну да что ж теперь об этом, дело сделано, сами все прочтете.
Интересно добавить лишь следующее. Книжка, конечно, полезная, нужная. Правительство свое дело сделало: методом художественной прозы лишний раз прорекламировало свой вполне успешный коммерческий проект с городом Великий Устюг, объявленным родиной русского Деда Мороза. Лариса Николаевна тоже Премудрая женщина — денег, наверное, с мэрии срубила, что с новогодней елки, да и творчеством в охотку занялась: написала ересь какую-то, помесь Евангелия с кодексом строителя коммунизма. Вреда большого от этого нет: дети все равно не прочтут, а прочтут — не запомнят. Взрослые посмеются.
Одна беда, прости Господи: сколько же глупости в Отечестве!