Удивительное дело: под конец 2012 года можно услышать в основном раздраженные оценки его итогов. Это объяснимо: население недовольно экономической стагнацией и отсутствием перспектив движения страны вперед, а два противоборствующих политических лагеря чрезвычайно злы друг на друга: условно-реформистский зол из-за затухания протестов и активизации репрессий, пропутинский – за собственную слабость прошлой зимой, бессилие перед внезапно проявившимся народным недовольством, незавидное положение на международной арене и так далее.
На самом деле уходящий год стал самым интересным политически за долгое время и открывает стране широкие перспективы. Главный его феномен – хотя Путину и удалось в очередной раз вскарабкаться в президентское кресло благодаря умелым технологическим манипуляциям и неожиданной помощи со стороны оппозиции (отсутствие «кандидата проспекта Сахарова» на президентских выборах, удачное для Путина противопоставление «трудолюбивой» провинции «взбалмошной» столице и себя-хозяйственника праздным оппозиционным медиаперсонам), восстановить былую популярность за год он уже не смог. Его рейтинги доверия стабильно находятся в «нижних сороковых» — такого, в общем, не было со времен его начального политического подъема. Но сейчас в отличие от того времени динамика для Путина негативная.
Потерю доверия и пиетета к Путину можно наблюдать не только на примере соцопросов: его недавняя пресс-конференция четко показала, что уже даже и журналисты провластных СМИ и части региональных изданий не боятся острой полемики с президентом.
Сигнал, немыслимый раньше.
Нет ничего, что могло бы развернуть этот тренд вспять, вновь вознося Путина к вершинам популярности. Ситуация в экономике, как давно прогнозировалось, начала перерастать в настоящую стагнацию: рост ВВП в третьем квартале замедлился до самого низкого уровня с кризисного 2009 года, прогнозы пересматриваются вниз, динамика производства, грузооборота транспорта, инвестиций болтается где-то около ноля. Показательной в этом плане была новость о предновогоднем затоваривании складов у автодилеров: они переоценили спрос на автомобили, видимо, поверив в радужные прогнозы роста экономики, а машины население не покупает, в результате чего запас нераспроданных авто скопился на несколько месяцев вперед. Это отражает один простой факт: денег у населения на новые крупные покупки нет. Уже четыре года как население забыло, что такое взрывной рост доходов первой путинской восьмилетки.
Такое положение дел в экономике трудно изменить.
Сверхприбыли от нефтегазового экспорта уже не покрывают размеров разросшегося государства – федеральный бюджет дефицитен даже при ценах на нефть свыше $100 за баррель, его расходы выросли вдвое всего за пять лет – с 6,9 трлн в 2008 году до 13,4 трлн рублей в 2013 году.
Иностранный капитал в отличие от предкризисных 2005–2008 годов в Россию не притекает, а вовсе даже наоборот. Необходимы структурные реформы, прежде всего, чтобы разогнать инертный и неэффективный госсектор и повысить производительность труда. Но Путин свой выбор сделал и пересматривать не намерен: размеры госсектора недавно достигли 50% ВВП, и реформировать его никто не собирается. Локомотива роста у экономики нет.
А производительность труда, видимо, собираются повышать массовым завозом в Россию мигрантов из Средней Азии, которым теперь уже и гражданство планируют оформлять по упрощенной схеме. Путин, похоже, решил окончательно поссорится с русским народом: несмотря на то что недовольство мигрантами бьет все рекорды и рискует стать самой горячей темой предстоящего политического цикла (без преувеличений), президент с упорством, достойным лучшего применения, отстаивает необходимость их свободного въезда в наши города под лозунгами «евразийства» или чего там еще.
Стагнация в экономике (не говоря уже о худших сценариях), резкий рост политической значимости проблемы с мигрантами на фоне какого-то прямо-таки фантастического упорства Путина в своем «евразийстве», общий рост усталости людей от путинского правления (к концу своей нынешней президентской каденции Путин будет править Россией чуть дольше, чем Брежнев правил СССР) – при таком сочетании обстоятельств
рассчитывать легко удержаться у власти в период 2016–2018 годов со стороны Путина будет чрезвычайно самонадеянным.
Дело усугубляется полнейшей закупоркой кадровых лифтов: сам вождь никуда уходить не собирается, прошедшее через жесткий «негативный отбор» на лояльность ближайшее окружение на решительные шаги по избавлению от патрона не способно, а реального кадрового обновления Путин боится, выдвигая на важнейшие политические посты серых функционеров типа Андрея Воробьева. Политический вес большинства «министров в розовых штанишках» из кабинета Медведева, на которых кто-то возлагал надежды весной, так и остался нулевым. В то, что эта машина перестроится за четыре года в сторону кадрового обновления и родит на свет что-то новое и невиданное, что можно будет предъявить людям как «партию надежды», не верится ни при каком раскладе.
Единственное, что может помочь Путину удерживаться у власти – и в уходящем году мы наблюдали ясную механику этого – это отсутствие внятной альтернативы.
2012-й был в этом плане настоящим подарком Путину: политически нерешительный и теряющийся при заданном без предварительного согласования вопросе о плоском или прогрессивном подоходном налоге Навальный «is Putin`s best friend», как сказал один мой знакомый иностранный аналитик по России.
Но так дальше продолжаться не будет: «унылая», по определению «Газеты.Ru», акция оппозиции на Лубянской площади 15 декабря по сути поставила точку в той линии развития протестного движения, которую мы наблюдали в последний год – когда тысячи людей выходили на митинги, уговаривая себя, что «мы выходим не к конкретным политикам, а ради честных выборов», а «конкретные» политики, движимые исключительно стремлением к самопиару и не собиравшиеся серьезно бороться за власть, благодарно собирали этот урожай и шли дальше раздавать интервью и давать перформансы в «Барвиха Luxury Village» ценой от 90 тысяч за билет. Вряд ли всей этой приятной во всех отношениях, но патологически неспособной к политической деятельности тусовке история предоставит еще один шанс. И это тоже хорошая новость уходящего года.
И еще среди хороших новостей – то, что, несмотря на все трудности, выигрывать в политической борьбе у властей можно. Ярославль, Тольятти, Черноголовка, Пушкино, Могоча – российские города, где партия власти терпела в этом году поражения на выборах от оппозиционеров.
Только эти пять муниципалитетов – в совокупности полтора миллиона жителей, между прочим. Удивительно, но портреты победителей этих выборов не печатают на обложках журналов – хотя настоящие герои политического процесса именно они. Журналисты, увы, выбирают героев из круга своей «тусовки» — не нужно надрываться, борясь за победу над партией бюрократии и потом выстраивая нормальную систему управления городами, преодолевая все мыслимые и немыслимые препятствия. Достаточно вывести в топ пост с подкинутым кем-то компроматом или сплясать в храме – и ты «герой». И вот это – один из грустных итогов уходящего года.
Сложится ли к следующему выборному циклу коалиция из харизматичных местных политиков и дееспособных политических партий, способная противостоять Путину на полном серьезе – пока что большой вопрос. Но здесь важно помнить главный урок прошедшего года:
даже слабеющий Путин – серьезный и опытный политик, его невозможно обыграть с помощью интернета, флешмобов и персонажей из тусовочного междусобойчика.
Победить его – а значит, провести демократизацию страны, освободить политических заключенных и так далее – возможно, потому что Путин слабеет. Но к этому делу надо подойти серьезно, любительщина в этом деле противопоказана. Надеюсь, уходящий 2012 год нас многому в этом плане научил. И в этом его главный положительный итог.