Мой приятель прошлым летом решил бросить курить. Подумал-подумал и, заодно уж, решил завязать еще и с пьянством. Я как раз в деревню уезжал. Поехали, говорю, со мной. Милое дело – в деревне здоровьем заниматься. Тут тебе и купанье, и рыбалка, на охоту сходить можно, в баньке попариться…
Нет, не поехал. Закупил полный бар всяческих напитков, благо средства позволяют, сигар купил, табаку трубочного – я, говорит, свободный человек со свободной волей. Я при помощи ума знаю, что курить и пьянствовать – это плохо. Так что теперь, не ограничивая искусственно свою свободу выбора, я просто сделаю то, что должен сделать. Исходя из принципов здравого смысла.
Угадайте с трех раз, чем дело кончилось. Вот именно. К декабрю он с трудом выбрался из запоя и торжественно обещал, что никогда больше не будет ничего обещать. Ни бросать, ни поднимать, ни завязывать, ни развязывать. Пусть все, мол, будет так как будет. Ведь как-нибудь да будет? Ведь историческая необходимость и устремленность любого живого существа к самосовершенствованию должны хоть как-то повлиять на его пагубные склонности?
Должны. И непременно повлияют. А уж к добру ли, к худу или просто к торжеству исторической справедливости – это уже не существенно.
Вот читаю сегодняшние газеты и удивляюсь – как же по разному действуют на людей стремление к самосовершенствованию и историческая необходимость. «Сегодня», в силу указанной необходимости, пытается обелить любимого «мостовского» политика Явлинского, на которого клевещут «березовские». А, напротив, «Коммерсантъ» выносит в заголовки главных новостей «Явлинским занялась прокуратура». И уже не важно, что в самом тексте ничего особенно неприятного для «яблочного» лидера, кроме короткого упоминания о факте обращения ЦИК в прокуратуру и замечания Памфиловой, что Явлинский исчерпал себя как политик, нет. Зато «Известия» отнеслись к Явлинскому и, заодно, к жертве Савостьянова, как к поводу для самосовершенствования. На четвертой полосе газета заметила, что игры вокруг Явлинского лишь элемент «борьбы еврейских мальчиков», а на девятой – поместила полосный материал о кандидате от «Яблока». Догадаться, что это реклама может лишь тот, кто внимательно читает выходные данные газеты.
Но и историческая необходимость нашла себе место на «известинских» полосах. Материал о посещении Путиным Казани предупреждает – зря Владим Владимыч начал бороться с губернской властью, опираясь на муниципальную. Будет худо, как Ельцину было, когда суверенитеты раздавал. А «Независька», во имя той же необходимости, утверждает, что будет не худо. Потому что регионалы и сами хотят, чтоб их частично победили. Ибо порядок – превыше всего. Особенно в бюджетной сфере.
Самое же забавное, что во имя самосовершенствования никто из центральных газет не сумел ни одобрить, ни осудить «дело Трасткредита». Так, дали информашку, намекнули, что это еще не все и умолкли. Только «Коммерсантъ», но уже исходя исключительно из исторической необходимости (чем-то смахивающей на стремление к самосохранению), смело и категорически осудил попытки найти «чеченский след» в московских банках.
Но и это меркнет перед стойкостью «Советской России», которая, желая исправить действительность, просто и честно прошлась по всему, что успел сделать и не сделать Путин. И, разумеется, подвергла беспощадной и окончательной критике. А заодно пробежалась по всем кандидатам в президенты и их программам, дабы отсечь лишнее от списка и помочь гражданам сделать выбор. Понятно, что никто из списка не сумел устоять перед отсечением.
Вот где истинная борьба с пагубными склонностями и путь к улучшению себя: определив зло – его уничтожают. А добро – превозносят. Прочее же – ведет в пучины сомнений и безволия. Если же индивид не склонен выбрать: это, мол, добро, а это – зло, то пусть и не мучается. За него это сделает чье-то иное стремление к самосовершенствованию. А историческая необходимость докончит дело, объяснив, что прав был тот, кто уцелел после выбора.