Выпускник физфака МГУ, основатель Mail.ru и акционер практически всех интернет-компаний стоимостью свыше $1 млрд, живущий и в Калифорнии, и в России, Юрий Мильнер, который в прошлом году раздал девяти выдающимся физикам-теоретикам по $3 млн в рамках врученной им премии за достижения в области фундаментальной физики, снова удивил: он учредил аналогичную премию уже за достижения в медицине. Вручает ее фонд Breakthrough Prize in Life Sciences Foundation, тоже по три миллиона долларов, пяти ученым, каждый год, а в этом году для начала — одиннадцати.
Правда, в отличие от физики Мильнер тут не один: соучредителями фонда стали коллеги Мильнера Арт Левинсон из Apple, а также Сергей Брин и Марк Цукерберг с супругами.
Это без преувеличения духоподъемная новость. Ваша покорная слуга как-то сопоставила списки внебизнесовых трат американских и российских миллиардеров. Выглядит сопоставление приблизительно так.
Американская часть списка: «Джон Рокфеллер основал University of Chicago, Rockfeller University и Rockfeller Foundation», «Билл Гейтс основал крупнейший в мире частный благотворительный фонд с эндаументом в $36 млрд», «Уоррен Баффет завещал 83% своего состояния фонду Билла и Мелинды Гейтс».
Российская часть списка: «Роман Абрамович купил футбольный клуб «Челси». «Алишер Усманов купил футбольный клуб «Арсенал». «Михаил Прохоров купил баскетбольный клуб New Jersey Nets». И т. д.
Я не люблю шарить в частных карманах, но выглядит сопоставление неприлично и, на мой взгляд, отражает тенденцию, идущую с самого верха.
Если бы Владимир Путин собрал миллиардеров и сказал: «А финансируйте-ка вы университеты, а не футбол», то (другой вопрос, вышел ли бы толк) финансировали бы университеты, а не футбол.
Но сверху велят вкладываться в Олимпиаду, и это сигнал. Вкладываться надо в дебилизацию населения.
И, хотя в данном случае премия не совсем российская — Мильнер — Левинсон — Брин — Цукерберг, да и Мильнер инвестор американский не меньше, чем российский, все же это именно он остальных уговорил, и есть надежда, что кто-нибудь захочет подражать Мильнеру.
Но есть и вторая часть новости, куда менее очевидная, чем противопоставление их университетов и нашего футбола, но даже более важная. Слов нет — в США благотворительность развита необыкновенно широко. Вся общественная ткань Америки пронизана этой традицией самоорганизации и благотворительности, как раз и превращающей США в необыкновенно плодородный субстрат, на котором произрастает частная инициатива. Кое-какие вещи благодаря этой благотворительности полностью решены: например, сколько-нибудь талантливый ребенок из любого общественного слоя США точно найдет стипендию в университете.
Но эта благотворительность далеко не всегда бескорыстна. Кто-то жертвует, чтобы повысить статус в истеблишменте. Кто-то дает деньги, скажем, школе, расположенной в избирательном округе конгрессмена, который, избравшись, поддерживает проект, нужный бизнесмену (никакого криминала тут нет, конгрессмен взятки не получал, свининки избирателям принес, да и законопроект, может, для общества скорее полезный).
Чаще же всего жертвуют той отвратительной, фарисейской, леволиберальной интеллектуальной тусовке, которая опутала весь западный мир плотной паутиной, обсела университеты, фонды, международные организации, престижные тусовки, — жертвуют на глобальное потепление и на голод в Африке, на права человека и биотехнологии, солнечную энергию, несчастных беженцев, права меньшинств…
Эта тусовка не обладает единым руководящим центром, но устроена по принципу роя: каждый член роя делает то же, что делает его сосед. Эта тусовка освоит любые деньги и сожрет любого, кто усомнится в Глобальном Потеплении или прочим пришедшим на смену коммунизму формам борьбы с индустриалистами-угнетателями, и главная черта этой тусовки — это беспощадное стремление к уравниванию. Благотворительная программа по обучению даунов математике? Ура! Поощрение таланта? Нет уж, это недемократично. Лучше учить дауна математике, и желательно вместе с другими детьми, потому что, если его, бедного, учить математике отдельно, это будет дискриминация.
Обе премии Юрия Мильнера устроены потрясающе простым образом. Что самое прекрасное в человеке? Возможность познать мир — то есть математика и теоретическая физика. Наука — это то, что оправдывает существование человечества с его президентами (не важно, американскими или российскими), попкорном, марксами и борцами с глобальным потеплением. И Мильнер учреждает премию за достижения в области теоретической физики.
Что не менее важно? Продление жизни человека. И Мильнер учреждает премию за достижения в этой области. Поразительно, но при всех миллиардах, которые Америка тратит на благотворительность, эти самые очевидные и естественные для свободно мыслящего индивида, у которого есть деньги, траты не охвачены.
Почему? Ответ очень прост: они вызывающе, подчеркнуто неэгалитарны. Это деньги, которые одни успешные — и возвышающиеся в своей области — индивиды дают другим успешным — и возвышающимся в своей области — индивидам. Дают без всякой корыстной мысли, потому что теоретический физик или нейробиолог — не член тусовки. Он испытывает к этой уродливой форме человеческой жизнедеятельности даже не отвращение, а величайшее равнодушие, ну, скажем, как большинству читателей не интересна жизнь губок.
Даже если представить, что он когда-то к кому-то дарителя введет, то все равно его социальный КПД в тысячи раз ниже, чем у какого-нибудь неутомимого борца с глобальным потеплением, который пролез во все комитеты и знает всех.
Я вовсе не хочу сказать, что помощь несчастным — это плохо. Но я прошу вас поразмыслить над тем, что наш мир достиг изумительных высот в помощи меньшинствам, инвалидам, больным детям (опустим уж заведомое фуфло вроде страдающих узников Гуантанамо), а вот
сделать две такие самочевидные и вызывающе неэгалитарные вещи, как наградить достижения в Познании и Продлении Жизни, додумался после Нобеля и Филдса, получается, один Юрий Мильнер.
И с ним — что тоже симптоматично — представители интернета (современного воплощения свободы и рынка), не зависящие от истеблишмента.