Власти нужны дары. Чем она могущественнее, тем больше должны быть дары. Все начиналось со стеклянных бус и кусочков зеркал. Но сегодня уже не обойтись простыми козлами, дойными верблюдицами, волами и ослицами. И в России, и на Украине самым популярным даром власти после государственного частного партнерства стало телевидение.
Новой украинской власти важно заручиться поддержкой основных телеканалов. В следующем году ее ждут парламентские выборы. А предыдущая президентская кампания показала, что без лояльного телевидения выиграть их будет очень сложно. Путь в президенты Виктора Ющенко был таким мучительным как раз из-за отсутствия полноценной информационной поддержки. На него работал только маленький «Пятый канал». Его доля, согласно данным компании GFK-USM, которая проводит официальное исследование телеаудитории на Украине, составляет всего 1,4%. У телеканала «Интер» она ровняется 26,6%, а у второго по популярности телеканала «1+1» --18,5%. За них и развернулась сейчас самая ожесточенная борьба.
Во время выборов «Интер» поддерживал Виктора Януковича и его команду. Это было вполне объяснимо: до недавнего времени телеканалом владел заместитель председателя Социал-демократической партии Игорь Плужников. Руководит партией бывший глава администрации Леонида Кучмы заслуженный юрист Виктор Медведчук. Сейчас он как раз готовится участвовать в парламентских выборах вместе с Партией регионов Виктора Януковича. Нелюбовь у «Интера» и новой власти началась давно, еще в те времена, когда Виктор Ющенко занимал пост премьер-министра в правительстве Кучмы. Тогда на «Интере» даже выходили спецвыпуски программы «Однако». Риторика Леонтьева сводилась к тому, что жена Ющенко, работая в госдепе США, руководила проектом по свержению власти на Украине, а сам он вообще «подкаблучник». Во время предвыборной гонки «Интер» продолжал мочить оппозицию и только под конец выпустил примиряющий ролик: переплетение синих, белых и оранжевых цветов, а на этом фоне мирно беседующие люди, все это под негромкий перебор гитары и титры «Мы уважаем друг друга». После победы лидеров «цветной революции» волноваться о свободе собственных слов стали уже на «Интере» и «1+1».
Второй по рейтингу телеканал тоже всегда поддерживал Леонида Кучму, но в переломный момент журналисты вышли в прямой эфир и пообещали быть объективными. С тех пор «плюсы», как называют канал на Украине, так и не определились со своими политическими пристрастиями и придерживаются нейтралитета.
Новой власти нужно телевидение, российскому бизнесу - предприятия и атмосфера благоприятствования. Виктор Вексельберг и Александр Абрамов первыми уловили эманации, исходящие от Ющенко, и приготовились нести дары. После внезапной смерти хозяина «Интера» Игоря Плужникова (от гепатита) телеканал возглавил бывший министр экономики Валерий Хорошковский. Абрамов и Хорошковский знакомы уже больше десяти лет, а в прошлом году друг помог другу. Хорошковский стал исполнительным директором «Евразхолдинга». Тогда хедхантеры оценили годовую зарплату нового топ-менеджера почти в миллион долларов. Но Абрамову этих денег за хорошего человека не жаль, бывший украинский чиновник нужен ему для ведения бизнеса в соседнем государстве. Дело в том, что Абрамов и Вексельберг давно пытаются получить контроль над Никопольским заводом, крупнейшим в мире производителем марганцевых ферросплавов. Еще один претендент на завод — днепропетровская группа компаний «Приват» во главе с Игорем Коломойским, близким другом Юлии Тимошенко. В «Привате» тоже хорошо понимают, что нужно власти, и пытаются принести ей в жертву телеканала «1+1». Руководство «Привата» уже вступило в переговоры с собственниками канала и даже якобы внесло залог за 40% его акций. Договориться господин Коломойский пытается с миноритарными акционерами канала - гендиректором российского телеканала СТС Александром Роднянским и немецким бизнесменом Борисом Фуксманом.
Свои дары несут и российскому президенту. В роли дарителей — лояльные олигархи или те, кто хочет оказаться в этой категории. Анатолия Чубайса никогда нельзя было считать верным союзником Кремля. Объявив о неизбежной продаже 70% акций телеканала Ren TV, он практически поставил в тупик кремлевскую администрацию. Нужно было срочно найти надежного покупателя. Выбор пал на компанию «Северсталь». Ее глава Алексей Мордашов на предыдущих выборах был доверенным лицом Владимира Путина. Сейчас желание разделить финансовую повинность с «Северсталью» выказал президент «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. Он тоже считаeтся близким Кремлю человеком. По одной из версий, именно «Сургутнефтегаз» под вывеской «Байкал Финанс Групп» покупал «Юганскнефтегаз». К тому же Богданов ездит на старой иномарке и помогает ветеранам своего производства.
Все больший вес на медиарынке начинает играть группа «Еврофинанас». Она помогает справиться с телевизионной нагрузкой государственному концерну «Газпром». Президент банка Владимир Столяренко как-то делился со мной, что даже практически не смотрит канал НТВ, ему больше нравится Descоvery и Euronews. Ему неинтересен медиабизнес, но зато необходимо сохранить и без того неплохие отношения с властью.
Это неудивительно. Успешные бизнес-корпорации всегда пытались прибрать к рукам средства массовой информации. Только раньше у них были другие цели. Гусинский и Березовский с помощью собственного телевидения решали свои же политические задачи, использовали их для сведения личных счетов и частных интересов своих компаний. Тогда они с помощью телекомпаний и газет диктовали власти свои условия. Лужкову нужен был контроль на канале ТВЦ скорее для личного пиара и сведения счетов с Анатолием Чубайсом. Тот, в свою очередь, отвечал на нападки московского мэра со свого канала Ren TV.
Времена изменились. Личный пиар сейчас не в моде, а диктовать что-то власти вообще недопустимо. Телевидение, конечно, приносит неплохой доход. Но нефтяники и банкиры не хотят становиться профессиональными телевизионщиками, им намного важнее сохранить собственный профильный бизнес. Они готовы расплатиться с новой властью политическими услугами. Одним из первых это понял Роман Абрамович. Он выкупил у Бориса Березовского 49% акций Первого канала и немедленно передал его в управление ВТБ.
Переломным моментом в отношениях бизнеса и СМИ оказалась история с каналом ТВС. Тогда 11 крупнейших бизнесменов (Дерипаска, Мамут, Шефлер, Чубайс и др.) потратили около $70 млн на создание площадки для работы команды Евгения Киселева. Проект провалился, но стал знаковым. Во-первых, это был самый крупный заказ от власти для целой группы олигархов на приобретение СМИ. Во-вторых, развалившись, этот проект показал, что даже при очень сильном желании люди, добившиеся больших успехов в бизнесе, не могут заниматься таким специфическим рынком, как телевидение.
Телевидение теперь нечто среднее между бусами и ослицами. Когда надо умаслить хозяина, его цепляют на веревку и волокут в дар. Самому ослу в такой ситуации в принципе все равное, главное — чтобы задавали корма и не очень напрягали работой, а в каком стойле ночевать - это уже детали. Другое дело, когда новому хозяину потребуется жертва. Порубит он бедное животное на котлеты или сжалится и отпустит на волю? История примеров помилования ослов пока не встречала.