Союз архитекторов России стал первой организацией, которая коллективно, а не путем индивидуальных бунтов, приняла решение не вступать в «Общероссийский народный фронт» (ОНФ). Вряд ли cоюзу что-то за это будет. Едва ли архитекторов отлучат от работы — их заказчиком далеко не всегда является государство. Зато они не будут испытывать мучительного чувства неловкости за участие в карнавале массовой трусости и лизоблюдства.
Ситуация напоминает известный анекдот про льва, который всех зверей вносит в список на съедение. Заяц спрашивает: «А можно не приходить?» Лев говорит: «Та-а-ак, зайца вычеркиваем».
Когда-то перестройка начиналась со съездов и пленумов творческих союзов, в частности кинематографистов. Теперь отличились архитекторы, которые создали прецедент неповиновения абсурду. Столь же естественный, сколь и важный для всех остальных. Оказывается, в наше подлое время можно просто вести себя порядочно. Тем более что не сталинская эпоха на дворе — никто не сошлет в Сибирь и не расстреляет в подвалах Лубянки. Нынешний «тигр» хорош тем, что он бумажный. Он потому и затеял «Народный фронт», что у него не работают рычаги управления страной. А все думают, что работают. Что будет хуже, если не слушаться «тигра». Всегда должен найтись свой заяц, который отклонит приглашение на казнь. Или мальчик, который сообщит общеизвестное, но тщательно скрываемое: «Король-то голый».
Впрочем, с мастерами культуры всегда особые сложности. Они неизменно, по-гамлетовски обхватив высокие лбы тонкими интеллигентными пальцами, находятся в поиске ответа на вопрос «С кем вы, мастера культуры?». Обычно они находятся на стороне сильного. Боятся отстать от времени. Наиболее талантливые и совестливые, как Юрий Олеша на первом съезде советских писателей, каялись в том, что не поспевают за эпохой: «Дело в том, что люди, которые строили заводы, герои строительства, те, которые коллективизировали деревню, делали все то, что казалось мне непонятным и превращающим меня в нищего, эти люди - слава им! - всей своей удивительной и прошедшей мимо меня деятельностью создали государство, социалистическую страну, родину!» Но Олеша безуспешно пытался догнать время с помощью алкоголя в ту эпоху, когда сначала за отставание могли вынести смертный приговор, а затем, в более вегетарианское время, отлучить от профессии.
А ведь сейчас вступающим стройными рядами в «Общероссийский народный фронт» вообще ничего не грозит. И если бы все эти, вступающие, вместе заявили, что они не участвуют в фарсе — не было бы и фарса! Проблема не в Путине, великом и ужасном. А в тех, кто вступает.
Из страха ли, затаившегося со сталинских времен. Из конформизма, спящего с брежневской эры. Из не помнящей родства молодой и задорной карьеристской жилки — ведь в ОНФ многие видят очередной карьерный лифт, каковым так и не стала «Единая Россия». Вот уж действительно, в самом вульгарном, прямом смысле мы заслуживаем то правительство, которое имеем. И того его председателя. История с давкой вступающих в «Народный фронт» развеяла на этот счет последние иллюзии.
Тут недавно один функционер сказал, что ОНФ финансируется «за счет средств присоединившихся организаций». То есть, если аффилированное с государством РЖД вступает в ОНФ, оно его финансирует, а если оно его финансирует, то ОНФ финансируется государством, то есть средствами налогоплательщиков. Почему тогда до сих пор к «фронту» не присоединились армия, флот, ФСБ, полиция, министерства, агентства и надзорные органы?
Вот только с «Почтой России» временные трудности вышли. Ее нынешний начальник пообещал, что работникам почты ничего не будет, если они в личном качестве не захотят вступать в ОНФ.
Дорогой начальник почты! И вашей структуре ничего не будет, как и Союзу архитекторов. Тем более что письма по территории России и так еле-еле ходят — словом, хуже-то уже не станет.
Зачем же тогда, покрываясь от стыда потом, говорить: «Решение по вступлению «Почты России» во «фронт» будет принято в течение месяца. В данный момент разрабатывается окончательный вариант механизма присоединения предприятия к ОНФ». Тоже мне, фронтовая почта, проверенная военной цензурой…
Не последовать ли примеру отважных архитекторов Союзу художников, Союзу композиторов, обществу охраны памятников? Или они хотят всю оставшуюся творческую жизнь писать портреты вождя, сочинять оратории во славу вождя, охранять памятники вождю? Да-да, мы знаем, что художники и композиторы превосходным образом умеют это делать — история нашей многострадальной родины тому порукой. Но, как говорил О. И. Бендер, «стыдно, девицы!». Художник же остается в памяти народной подлинными произведениями искусства, а не налбандяновщиной, место которой в декоративном ретростиле, столь модном у современной микроолигархии, упорно работающей над выработкой своего художественного вкуса.
Впрочем, я знаю, для чего нужны лица творческих и свободных профессий. На недавнем мероприятии ОНФ, проведенном совместно с Минздравсоцразвития, была поставлена задача увеличения численности населения России до 145 миллионов человек к 2025 году. Для этого профильным ведомствам было дано поручение, цитирую, по «увеличению репродуктивной функции, особенно у молодежи». Такое вот фронтовое прикладное кролиководство: кролики вступают в ОНФ от рождения, зайцы отказываются. А без музыки и иных произведений искусства как же репродуктивная функция будет улучшаться? Да и сами деятели искусств по этой части всегда отличались. Так что вперед, мастера культуры! Поле деятельности огромное: согласно данным последней переписи населения, дефицит мужчин по отношению к женщинам увеличился за 8 лет на полмиллиона и составил 10,5 млн человек, зафиксировано 20 тысяч населенных пунктов без населения. Все это предстоит компенсировать и населить новыми членами «Объединенного народного фронта».
Жаль вот только, что Дунаевский умер и нового «Марша энтузиастов», который запела бы вся страна, нет…