Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Письмо Сталину

Политический аналитик

Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще... Недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами.

И. Бродский. «Письма римскому другу»

Многие помнят, наверное, фотографию: январь 2001 года. Красная площадь. Журналисты НТВ возвращаются из Кремля после встречи с Владимиром Путиным. Вот список тех, кто тогда ходил к президенту (в алфавитном порядке):
Ирина Зайцева,
Григорий Кричевский,
Марианна Максимовская,
Татьяна Миткова,
Николай Николаев,

Михаил Осокин,
Леонид Парфенов,
Светлана Сорокина,
Виктор Шендерович,
Алим Юсупов
и, наконец, автор этих строк.

Поглядел я недавно на этот список, и вдруг меня поразила неожиданная мысль: а ведь сегодня, спустя пять лет после разгрома прежнего НТВ, из одиннадцати человек, которые были тогда на приеме у президента и услышали заверения, что их профессиональному будущему ничто не угрожает, в эфире постоянно работает только одна Марианна Максимовская. Остальных на экране фактически нет.

Думаю, к этому списку надо добавить таких журналистов прежнего НТВ, как Андрей Норкин, Владимир Кара-Мурза, Константин Точилин, Елена Масюк, как покойная Елена Курляндцева (прошу меня простить, если я вдруг кого-то забыл). Сюда же я добавил бы и Савика Шустера, хотя он на старом НТВ не работал.

Кто-то – не по своей воле! — за бортом телевизионной профессии. Кто-то остался на телевидении, но за кадром. Кто-то, как Михаил Осокин, уже выжит из эфира, но еще числится в штате, ожидая, что, может быть, предложат какое-нибудь новое занятие. Кто-то изредка появляется в одноразовых проектах, как Леонид Парфенов, который шутит, что у него теперь лицензия только на исторические документальные фильмы. Кто-то работает на Украине. Кто-то — на малодоступном нашим зрителям спутниковом канале RTVi, который вещает на зарубежную русскоязычную аудиторию. Кто-то ушел не только с телевидения, но и вообще из журналистики. Наконец, есть многие – за пределами вышеупомянутого списка, кто вроде бы и работает на телевидении, но отошел в тень. Некоторые, как я понимаю, сознательно, чтоб не мараться о разные камни, разбросанные там и тут.

Наверняка кто-то скажет, что смена поколений – естественный процесс в любой профессии, в том числе и на телевидении. К тому же есть его величество рейтинг, и если у какой-то программы, у какого-то ведущего он падает, вступают в силу беспощадные законы рынка. Все это так, если бы не два обстоятельства. Во-первых, многие из названных мною журналистов только-только достигли возраста творческого расцвета. Во-вторых, многие ушли из эфира, несмотря на отличный рейтинг их программ. Леонид Парфенов и бесподобные «Намедни» — тому самый яркий пример.

На самом деле причина, по моему глубокому убеждению, в другом. В свое время в Кремле восприняли на ура лозунг «смены медиаэлиты», выдвинутый Глебом Павловским. Речь — о совершенно сознательном и достаточно хорошо срежиссированном вытеснении с телеэкрана наиболее ярких представителей журналистского поколения «ельцинского призыва», сформировавшихся в 90-е годы, когда в чести была журналистика с мнением, с позицией. Людей, не лишенных гражданского чувства. Людей, в силу разных причин в большей или меньшей степени независимых, которыми трудно манипулировать. Кстати, по последней причине к реализации этого проекта приложили руку не только власть имущие, не только политтехнологи, обслуживающие власть, но и некоторые руководители телеканалов, которые традиционно недолюбливали слишком ярких, «звездных» журналистов, проходивших у них по категории «трудновоспитуемых» и даже «неуправляемых».

Что еще интереснее, старая «медиаэлита», подлежавшая замене, отличалась тем, что ее члены в той или иной степени исповедовали либеральную идеологию, на которую ныне усиливаются гонения, которую уже и отцы церкви клеймят как антирусскую, антинародную, чуждую православию. А вот некоторые журналисты, работающие на телевидении столь же давно, как и попавшие под зачистку, но придерживающиеся державных, ура-патриотических, умеренно-националистических, антизападных, антилиберальных взглядов, по-прежнему выступают в эфире. Впрочем, логика процесса борьбы за смену «медиаэлиты» такова, что «под раздачу» в конце концов могут попасть и такие люди, как Михаил Леонтьев – поскольку жанр субъективного комментария, телевизионной колонки становится все более крамольным, несмотря на всяческие средства контроля, главным из которых является отказ от прямого эфира.

Все логично: впереди, даже при всей внешней политической стабильности, предвыборные баталии 2007–2008 годов. Владимир Путин неоднократно заявлял, что по окончании второго срока он уйдет с поста президента, и нет серьезных оснований ему не верить (особенно наблюдая за телевизионной раскруткой наиболее вероятного на сегодняшний день преемника – Дмитрия Медведева). Высокий рейтинг Путина едва ли автоматически перейдет к любому преемнику, которого рано или поздно назовет президент. Вопрос же стоит о сохранении у власти нынешней правящей группировки. Так что, скорее всего, опять придется, как в 1999 году, включать на полную мощность пропагандистский ресурс телеканалов, подконтрольных государству. Тут не до шуток, тут нужны послушные исполнители.

Не случайно сам великий и ужасный Глеб Олегович Павловский, волшебник Кремлевского города, решил выйти из тени политического закулисья и сменить профессию политтехнолога на банальное ремесло телеведущего. Понять его можно. Новая «медиаэлита» оказалась, мягко говоря, так себе. Не элита, а псевдоэлита. Беда не в том, что она агрессивная, нетерпимая, завистливая и хамская. Для послушных исполнителей это даже хорошо. Беда в том, что она самоуверенная, малообразованная и неумная. Достаточно посмотреть, как отдельные ее представители на полном серьезе говорят о себе в первом лице: «Мы, интеллигентные люди…» — и даже не подозревают, что интеллигенты на Руси никогда не бывали самозванцами.

В 1930 году настоящий интеллигент Михаил Афанасьевич Булгаков осмелился написать в знаменитом письме советскому правительству, а фактически Сталину: «Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода».

Я часто вспоминаю эти слова, наблюдая, с каким рвением акулы пера из рядов новой «медиаэлиты» все чаще уподобляются этим самым земноводным рыбам, с пеной у рта доказывая, что журналистская свобода дурна, сыт ею не будешь и, вообще, всем без нее и так хорошо. Излишнее служебное рвение – едва ли признак ума. А как такому неумному земноводному серьезное дело доверить? Вот и проходится самому садиться перед камерой и за всех отдуваться.

Хотя, может быть, все проще. Может быть, Глеб Олегович Павловский на самом деле долго и страстно мечтал стать телеведущим. Расчистил площадку и теперь наслаждается телевизионной известностью и славой. С чем я его и поздравляю.

На самом деле роль Павловского в том, что так печально сложилась судьба журналистов старого НТВ, — дело десятое. Ну, если не десятое, то уж точно шестое. Виноватых много, и себя лично я из этого списка тоже не исключаю. О своей вине и своих ошибках я на днях имел возможность высказаться публично, повторяться не хочу – если интересно, читайте «Ведомости» за прошлую пятницу.

А сейчас осмелюсь сказать о вине коллег по телевизионному цеху и даже шире – по всему журналистскому сообществу. Я тогда считал и по сей день считаю: настоящей журналистской солидарности проявлено не было.

Было время, когда в ответ на трехдневное закрытие большинства газет путчистами в августе 1991 года все собрались вместе и создали «Общую газету». Было время, когда взяли и отстранили от эфира «Вестей» Светлану Сорокину, и тогда прежний руководитель НТВ Олег Добродеев — прежний Олег Добродеев – немедленно взял и пригласил ее на «четвертую кнопку». Было время — незадолго до разгрома НТВ, когда большинству было ясно, куда дело катится, и президент нашей телеакадемии Владимир Познер, закрывая церемонию вручения ТЭФИ осенью 2000 года, напомнил собравшимся слова немецкого священника-антифашиста Мартина Нимеллера, который за свои антигитлеровские проповеди восемь лет, чудом уцелев, просидел в концлагере: «Когда нацисты арестовали всех коммунистов, я молчал: ведь я не был коммунистом. Когда арестовали всех социал-демократов, я тоже молчал: я не был социал-демократом. Когда забрали всех профсоюзных деятелей, я не протестовал, потому что не был членом профсоюза. Когда пришли за евреями, я снова не протестовал, я же не был евреем. А когда пришли за мной – протестовать было уже некому».

Познера услышали далеко не все. И когда пять лет назад, в апреле 2001 года, начали громить старое НТВ, многие бывшие коллеги не то что отмалчивались – публично насмешничали, злорадствовали и даже откровенно, по заказу, «мочили». Что ж, я знаю только одно: мы предупреждали, что происходящее с НТВ – только начало. Глядя на сегодняшнее телевидение, констатирую: мы оказались правы. Что же до наших тогдашних и нынешних хулителей, судьба их рано или поздно накажет – так жизнь устроена. И уж за них-то едва ли кто-нибудь станет заступаться.

Новости и материалы
Путин сообщил, что в Татарстане ликвидируют разрушения после атаки БПЛА
Найдены клетки мозга, регулирующую тягу к соленой пище
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Ляйсан Утяшева выложила видео в платье с прозрачной юбкой
В бундестаге допустили визит Шольца в Москву
Звезда фильма «Три плюс два» рассказала об угрозах от коммунальщиков
Путин назвал выпуск «Орешника» историческим событием
Все новости