Как мне кажется, в российской экономике, точнее, в венчурной индустрии сформировался устойчивый тренд на развлечения. Наметился он уже давно, но в последнее время стал главным и чуть ли не единственным, подобно тому, как в медиа таковым стал интернет.
Это не значит, что не выходят новые газеты и журналы, просто вложения в интернет-проекты единодушно считаются более дальновидными. Так и с развлечениями. Конечно, и речи нет о том, чтобы иссякли инвестиции в добычу нефти или, скажем, связь, но развлечения — более модная и продвинутая тема.
Вот уже несколько лет крупные предприниматели устойчиво приобретают активы в этом секторе.
Миллиардер Леонард Блаватник, сделавший состояние на металлургии, приобретает пакет акций в продюсерской компании «Амедиа». Его коллега и партнер Виктор Вексельберг покупает права на матчи аргентинской сборной по футболу. Второй человек в «ЛУКойле» Леонид Федун — футбольный клуб «Спартак», в делах которого принимает самое активное участие. Искандер Махмудов не принимает участия в оперативном управлении сетью «Арпиком», но вкладывает в нее настолько значимые средства, что эта сравнительно небольшая столичная сеть смогла всерьез претендовать на покупку ресторанного бизнеса Олега Тинькова. Владимир Потанин и Михаил Прохоров, которые некогда были совладельцами вдумчивого журнала «Эксперт» и серьезной газеты «Известия», последние несколько лет последовательно переориентируют на развлечения свой медиахолдинг «Проф-медиа».
Возможно, дальше всех пошел Роман Абрамович, главными активами которого на сегодняшний день являются ФК «Челси» и тренер сборной России по футболу Гус Хиддинк (Абрамович, как известно, не только лично убедил Хиддинка занять этот пост, но и платит ему зарплату).
И мне кажется, что это не мода такая у миллиардеров, как, скажем, медиа 10 лет назад, а серьезный тренд в экономике: развлечения рулят.
Ведь инвестициями в развлечения заняты не только миллиардеры, но и средние бизнесмены, а для мелких это один из самых простых способов войти в бизнес.
Даже самый мелкий производитель, который сможет предложить оригинальный, качественный и интересный потребителю контент, будет с распростертыми объятиями принят любым мобильным оператором, который еще подумает над тем, чтобы вложить собственные средства в продвижение продукта. Полагаю, что и речи быть не может о вложениях, сопоставимых с инвестициями «Вымпелкома» даже не в Мадонну, а в Диму Билана. Но покажите мне хотя бы еще один рынок, где сбытовые сети (а в случае с контентом операторы выступают именно в этом качестве) были бы так радушны по отношению к потребителю.
Пример из другой отрасли. Такой формат, как торговый центр, в Москве практически перестал существовать: подавляющее большинство ТЦ в столице являются торгово-развлекательными. При этом на развлекательную часть спрос у девелоперов много выше: арендная плата для них заметно ниже, чем для простых торговцев.
Поэтому не так уж и удивительно, что уважаемая, нет слов, сеть «Космик-боулинг» находит неимоверные для своих масштабов $100 млн (полагаю, что это несколько годовых оборотов компании) на региональную экспансию.
Столь же удивительным — и тоже лишь на первый взгляд — выглядит решение РБК вложить $120 млн в новые интернет-проекты, главным образом развлекательные. Действительно, эта сумма лишь ненамного уступает всему объему интернет-рекламы в России — $187 млн, по итогам прошлого года. Однако
рынок рекламы растет в деньгах на 30% в год, а интернет-рекламы — на 80
(вот, насколько я понимаю, причина того, что интернет — это главный тренд на медиарынке). «Выстрелят», конечно, не все новые проекты РБК, но тем, что состоятся, через несколько лет, безусловно, найдется место на столь бурно растущем рынке. И в этой компании уверены, что развлекательным проектам сделать это будет проще, чем каким-либо еще.
Есть в буме развлечений и определенная житейская логика. С учетом того, что только сеть «Магнит» открывает по одному новому магазину в день, скоро в России уже не останется медвежьих углов, куда не проникла бы цивилизованная розничная торговля. Так что потребность народа в хлебе, можно сказать, удовлетворена. На очереди — зрелища.