Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Двойка» по истории

Обозреватель «Газеты.Ru»

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сказал в интервью телеканану «Дождь» (организация включена Минюстом в список иноагентов): «Действительно, многие говорят о брежневизации Путина, при этом говорят те люди, которые вообще ничего не знают про Брежнева… Знаете, Брежнев — это не знак минус для истории нашей страны, это огромный плюс. Он заложил фундамент экономики, сельского хозяйства и т. д. Потом застой. Но застой по продолжительности был гораздо короче… Поэтому мы запомнили застой. Он не ушел вовремя».

Дмитрий Песков родился через три года после того, как Брежнев пришел к власти. Брежнев стал первым секретарем ЦК в 1964-м, Песков родился в 1967-м. В 1982 году, когда Брежнев умер, одновременно расставшись с властью, Пескову было 15 лет. Полагаю, что знания об этом периоде он мог почерпнуть из книг. То есть мог бы.

«Он заложил фундамент экономики, сельского хозяйства…» Полагаю, имеется в виду реформа Косыгина — Либермана. Формально — 1965—1970 годах, фактически — в 1965—1968-м. Давайте будем считать пятилеткой, если не ошибаюсь, восьмой: пять лет из 18 лет брежневской эпохи.

Что это было? Попытка совместить несовместимое — социалистическую экономику с рыночными механизмами, то есть создать социалистический рынок. Отсюда и появившийся тогда новый словарь доселе запретных слов типа «прибыль», «объем реализации продукции». О частной собственности не могло быть и речи, разумеется, даже за пределами госсектора. С начала 1966-го эксперимент начался на более чем 40 предприятиях в 17 экономических отраслях. Ряд ключевых экономических показателей поползли вверх: объем промышленного производства, сельского хозяйства, национальный доход, капвложения. Напомню, что ровно в это же время чешский реформатор Ото Шик в «братской» Чехословакии также предложил пакет экономических реформ — сочетание планирования и рыночных механизмов, — который был принят Чехословацкой компартией в январе 1965 года. А в 1968-м Шик скажет, что социализм сложно примирить со здравым смыслом и, выступая перед студентами юрфака в Праге, объяснит: «Для осуществления больших перемен в развитии общества, которые можно назвать попыткой действительной демократизации социализма, потребовалось, как вам хорошо известно, преодолеть отпор глубоко укоренившихся догматических представлений и консервативных сил, управлявших самыми главными органами власти и очень искусно использовавших все формы недемократического подавления и зажима прогрессивных идей и начинаний». Он скажет то, чего никогда не мог бы сказать Косыгин, хотя проблема упиралась ровно в это же: невозможность комплексных реформ, нереформируемость политической системы, глубинную незаинтересованность и боязнь реформ со стороны тех, кто занимал ключевые посты в партии и государстве. Включая Брежнева. Как верно напишет мой коллега Андрей Колесников (не коммерсантовский), «Косыгин был зажат как аппаратными ограничителями, так и политическими. И социалистического рынка не получилось: расширение экономической самостоятельности предприятий не решало проблем экономики, основанной на плане и не поддержанной политическими преобразованиями».

Экономические показатели еще какое-то время росли, но точку в реформах поставили в 1968 году, расстреляв «Пражскую весну». Брежневу и коллегам совсем не понравилось «человеческое лицо» социализма, политическая либерализация, которая соседствовала с экономической. Брежнев испугался этого на всю оставшуюся жизнь. Так что застой начался тогда, в 1968-м, и занял вопреки желаниям господина Пескова долгих 14 лет. Через пару лет, в 70-е, заговорят о стабильности советской экономики, спасибо нефтяному буму, освободившему Брежнева и его окружение от необходимости думать о реформах или какой бы то ни было модернизации. Более или менее высокими (с двумя скачками — в 1973—1974-м и 1979—1981-м) цены на нефть оставались вплоть до смерти Брежнева. Повезло мужику, 64-летний к началу нефтяного бума и не сильно здоровый генсек постепенно вообще переставал думать, тем паче о реформах. Да, в СССР при Брежневе делали ракеты (в ущерб всему стальному), перекрывали Енисей, строили никому не нужный, как оказалось, БАМ, а также в области балета… и в то же время неумолимо наращивали импорт зерна, превратившись именно тогда из главного экспортера в главного зернового импортера. Как пишет Гайдар, к середине 80-х в итоге каждая третья тонна хлебопродуктов производилась из импортного зерна. После той реформаторской 8-й пятилетки темпы роста национального дохода только снижались — с 7,5% до 2,5% через 15 лет.

Обо всем этом написаны тома. И о гонке вооружений, и о нарастании дефицита в потребительском секторе, и о технологическом провале и отставании от Запада, и о колбасе, наконец, которая стала каким-то неизбывным символом «совка». Может, Косыгин что-то и пытался заложить, но Брежнев и товарищи точно никакими реформаторами не были. Напомню, кстати, что в том же году, когда начинались реформы, состоялся первый диссидентский процесс — над Даниэлем и Синявским. В тот год, когда Пескову исполнилось 5 лет, из страны выслали Буковского, а в тот год, когда ему исполнилось 10 лет, лишили гражданства генерала Григоренко. А тем, кто до сих пор считает, что Брежнев мог быть ястребом, а был голубем, напомню, что помимо Чехословакии-68, когда Пескову исполнился год, в биографии генсека есть еще Афганистан-79, когда Дмитрию исполнилось допризывных, к счастью его родителей, 12.

Напомню также слова историка Дмитрия Волкогонова, который считал одним из важнейших факторов застоя «кризис бюрократической системы управления»: руководство партии и государства «не хотело замечать» отрицательных явлений в жизни советского общества, главной заботой «верхов» в этот период стало сохранение «обстановки полного единодушия» в собственной среде. Ну кто не помнит этот дивной фразы, которая звучала буквально при каждом нажатии кнопки телевидения или радио. Надеюсь, что не помнит Дмитрий Песков, потому что в 15 лет надо влюбляться, играть в футбол и радоваться жизни, а не слушать всю эту партийную ахинею.

Но вот в 44 года, которые ему исполнятся через несколько дней, стоит все же «тщательней» относиться к оценкам прошлого. Нет, Брежнев не был огромным плюсом для страны. Нет, он не заложил фундамент сельского хозяйства и экономики. Он добил и то и другое. И да, он не ушел вовремя. Тут я не могу не согласиться с пресс-секретарем Владимира Путина.

Новости и материалы
В одесском военкомате произошла стрельба
Депутат Рады рассказал, за кого проголосует большинство украинцев на выборах президента
Бывшего гендиректора «Главзарубежстроя» арестовали по делу о мошенничестве
13 человек пострадали в крупной аварии под Ивановом
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Иркутске крупный пожар произошел в производственном здании
Ян Цапник вспомнил, как попал в «Бригаду»: «Открыл дверь с ноги»
Apple скоро представит «умную» колонку с большим экраном
Названа самая дефицитная профессия в России
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Все новости