«Ничего не сделал, только вошел», — этой цитатой из товарища Саахова, героя фильма «Кавказская пленница», мог бы оценить интерес к себе прокуратуры мэр города Бердска (Новосибирская область) Илья Потапов. Скорость и впрямь кинематографическая: 27 марта он победил на выборах, а 27 апреля уже разбирался с прокурорскими претензиями. Один из тех, кого мэр взял на работу, не успел предоставить все необходимые документы, кроме того, Потапов завел себе внештатных советников, а они штатным расписанием не предусмотрены. Вполне возможно, через пару месяцев список запросов у прокуратуры будет пошире.
Удивляться тут нечему: с коммунистов в нашей стране всегда был двойной спрос, а с членов КПРФ, избранных мэрами, и вовсе тройной. У них, выражаясь языком все того же товарища Саахова, «отсюда только две дороги: либо с ней в загс, либо в прокуратуру». Действительно, все мэры, избранные в последние годы вопреки воле «Единой России», либо переходили в нее и дальше жили — не тужили (насколько это в принципе возможно для мэра), либо становились объектом плотного интереса со стороны правоохранительных органов. Каждый тут решал сам для себя: мэр Иркутска, избранный при поддержке КПРФ, сменил партию, мэр Братска отправился в СИЗО. Илья Потапов тут не исключение – о том, какую он выберет дорогу, станет известно достаточно скоро.
У системы, напротив, никакого выбора нет: она должна либо выталкивать из себя чужаков, либо как-то их абсорбировать. Установленные правила игры не предполагают того, что на любой, хоть на самой ничтожной должности, состоит не свой. Реакция на мэра Потапова показала, что система опознает «чужого» молниеносно, а разговоры последних лет о демократизации оценивает по достоинству.
С месяц назад Владимир Путин на встрече с активом «Единой России» разъяснил: «Ведущие силы призваны решать проблемы, а работа оппозиции заключается в том, чтобы критиковать власть и предлагать альтернативные решения. Это в целом нормально, не нужно ни на кого сердиться, ругаться, нужно просто эффективно делать свою работу».
То есть у оппозиции нет шансов на приход к власти. Зато у отдельных оппозиционеров есть индивидуальная возможность прибиться к тем, кто «эффективно делает свою работу».
А о том, кто должен оставаться «ведущей силой», недавно разъяснил все тому же активу Дмитрий Медведев: «Единую Россию» принято ругать, потому что она такая здоровая, такая бюрократическая, там начальники все окопались. Но до тех пор пока «Единая Россия» имеет «контрольный пакет» или преимущество, это является доказательством только одного: что именно этой политической силе даже со всеми ее недостатками в большей степени доверяют люди». Президент надеется, что партия «сможет эту свою высокую марку поддержать и на ближайших выборах».
То есть до 2016 года никаких вопросов не должно возникнуть в принципе: вывеска власти остается прежней. Те, кто хочет продолжать карьеру в правильном направлении и не имеет никаких отягощающих обстоятельств, должны будут определиться.
Перезапись в правильную партию первый раз в массовом порядке случилась в конце 2003 года, когда «Единая Россия» добирала за счет одномандатников численность своей думской фракции до 300 голосов (конституционного большинства). В ряды победителей тогда вливались представители самых разных партий, четко понимавших, что только там они смогут рассчитывать хоть на какую карьеру. И в дальнейшем принцип перезаписи применялся почти всякий раз, когда властям нужно было привлечь на свою сторону того или иного интересного человека. Иногда — впрочем, крайне редко — дело обходилось без публичной клятвы в верности.
Публичная присяга в данном случае важный элемент укрепления политической системы: каждый должен знать, что во власть, может быть, и можно попасть случайно (с точки зрения системы), однако удержаться в ней случайно нельзя. Соответственно, во избежание лишних хлопот кандидату проще сначала обзавестись нужным партбилетом, а уже потом доказывать свою способность на замещение должности. Усвоить этот урок должны, по идее, не столько те, кто сегодня уже делает политическую карьеру (хотя и им он адресован), но прежде всего начинающие карьеристы. Гораздо проще учить сразу, чем потом переучивать.
Не менее важно и воспитание в правильном ключе избирателей: как бы вы ни пытались, уважаемые граждане, изъявлять свое недовольство сложившимися обстоятельствами, в финале вы увидите, как вашему оппозиционному кандидату вручают партбилет «Единой России». Так, может, лучше сразу голосовать так, как «положено», чтобы потом не расстраиваться?
Все это делает неизбежной деградацию «системной» или «конструктивной» оппозиции. Ныне зарегистрированные партии готовы на любые компромиссы ради сохранения «партийной» лицензии, дающей право на участие в выборах. Этот цикл они еще как-то на инерции проживут, но не дольше.
Существующая и только предполагаемая несистемная оппозиция такому подарку должна быть только рада. Недовольные никуда не денутся, но поддерживать они будут скорее тех, кто не отказывает себе ни в чем, чем тех, кто из последних сил пытается быть «конструктивным».