Спор между первым заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым и застройщиком Сергеем Полонским вышел презабавный. Полонский корил власть за невыносимые условия для бизнеса, а Сурков упрекал бизнес в недальновидности.
«80% бизнесменов сидят на чемоданах», — переживал Полонский. «Мы сидим на стульях, а многие на чемоданах, хоть и владеют миллиардами, получили предприятия задаром, имеют гигантские прибыли, ходят напрямую в Кремль, разговаривают с министрами на дачах. И все на чемоданах! А что нужно отечественной буржуазии, чтобы не сидеть на чемоданах?» — парировал Сурков.
Прелесть этого диалога в том, что оба правы.
Полонский совершенно справедливо указывал на то, что многие бизнесмены устали от того, что им в любой момент могут повысить степень «социальной ответственности», вплоть до передачи бизнеса в более надежные руки. Чемодан наготове — лучший способ не допустить совсем уж нежелательного развития событий. Не всегда, правда, удается вовремя схватить чемодан, ну тут уж как кому повезет.
А Сурков прав в том, что у подавляющего большинства бизнесменов, «которые владеют миллиардами и ходят напрямую в Кремль», все это получилось благодаря исключительным условиям для личной самореализации. За их создание они должны благодарить власть и отдельных ее представителей, которые сначала подобрали нужные кадры, а потом помогли им сделать деловую карьеру. Тех, у кого этих условий не было, страна не знает. Они в лучшем случае ходят в районную налоговую инспекцию.
Успех бизнеса во многом зависит от количества «административных денег», которые власть или отдельные ее представители выделяют коммерческому предприятию. Когда-то давно эти административные деньги исчислялись в праве частного банка обслуживать государственные счета или в праве малого банка, учрежденного тем же банком, принять участие в залоговых аукционах. Сегодня административные деньги можно посчитать в праве «правильно» принять участие в тендерах на госзакупки, а потом «правильно» приобрести временно бесхозную собственность.
Административные деньги зарабатываются по-разному. Александр Коржаков вспоминал, как в его приемной часами сидел Борис Березовский с тем, чтобы, зайдя к нему, попросить чаю и бутербродов. Коржаков удивлялся, а зря. Высиживая в приемной начальника ельцинской охраны, Березовский добывал крайне необходимые ему административные рубли. Которые в данном случае еще толком и возвращать не пришлось.
Но обычно кредиты приходится отдавать. Как правило, тот, кому создали условия для бизнеса, должен создать кредитору хорошие условия для жизни. А что, нормальная практика. Полетел отдыхать — взял дружественного чиновника с подругой. Купил машину — купи такую же и раздатчику административных денег. Ну и так далее.
Одних денег мало, всегда ведь есть место и молодецкой потехе.
Префект Северного округа Москвы Олег Митволь в интервью интернет-изданию slon.ru рассказывает, как его предшественник Юрий Хардиков работал с кадрами: «На фото было запечатлено бревно, подвешенное над землей на высоте два метра. На нем стояли уважаемые люди, взрослые люди, бывшие полковники. Они были одеты в цветные плащики и бумажные колпачки. Хардиков заставлял ходить их по бревну».
Если таким процедурам префект одного из округов столицы подвергал своих сотрудников — «бывших полковников», то что ждало простых бизнесменов — трудно даже представить. Возможно, бревно поливали чем-нибудь скользким.
Впрочем, ради права работать можно и на бревне попрыгать. Когда все позади, а прибыли впереди, то прыжки на бревне вспоминаются, наверное, как неприятное, но полезное действие. Что-то вроде похода к зубному: в кресле тошно, зато потом здорово.
Так что, дает понять Сурков, грех жаловаться: любили в Кремль кататься, любите и социально отвечать. По-другому не будет, по крайней мере, власть себе не представляет иного устройства раздачи административных денег и взыскания долгов. Собственно, президентский чиновник и предлагает бизнесменам: либо слезайте с чемоданов, учитесь наслаждаться моментом, либо собирайте чемоданы и прощайте. Впрочем, в последнем случае чемоданы стоило бы и оставить.