Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Лесная целесообразность

Заведующий отделом экономической политики издательского дома «КоммерсантЪ»

Одним из самых опасных достижений российских экономических властей за последние годы является, как ни странно, достижение ими эффективности в разрешении бизнес-конфликтов. Искусство «разруливания ситуаций», совершенствовавшееся во всех ветвях государственной власти, к настоящему времени достигло такого уровня, что это постепенно становится настоящей угрозой для экономики страны, поскольку в основе этой «эффективности» — выбор государством видимой целесообразности в ущерб формальной законности.

Один из известных всей стране олигархов три года назад на приватной встрече с видимым одобрением рассказывал о том, как он с тогдашним главой Администрации президента Александром Волошиным обсуждали иски миноритарных акционеров к крупным нефтяным компаниям. Напомню, модой того времени был «корпоративный шантаж» — крупная компания покупала на имя некоего физического лица, обывателя, скажем, Рязани или Казани, три-четыре акции конкурента. Далее обыватель руками юристов заказчика подавал в районный суд Рязани или Казани иск с требованием чего-нибудь несусветного: например, ареста всей выручки компании или же немедленного запрета всему руководству компании исполнять свои обязанности. Волошин сообщил своему визави, что в Верховном суде готовится запрет на принятие в райсуды таких исков. «Но сейчас-то что делать?» — спросил олигарх. И глава АП, по его словам, ответил: «На иски не обращайте внимание. Мы не всегда успеваем законодательно оформлять нововведения, поэтому рекомендуем нашим чиновникам действовать так, как будто новые законы уже действуют».

Не знаю, как бы сейчас олигарх отнесся к такой рекомендации, поскольку с 2003 г. принцип целесообразности применяется по отношению к нему с завидной последовательностью. Но тогда он с явным удовлетворением отнесся и к росту эффективности работы госаппарата, и к готовности АП «разруливать» для бизнеса наиболее острые конфликты в своей среде, презрев устаревшие правовые нормы.

По всей видимости, торжество целесообразности мы будем наблюдать в ближайшее время в очередном назревающем раунде «лесных войн» в экономике России.

Напомним краткое содержание предыдущих серий. В 2001 г. консорциум, в который входила группа «Базовый элемент» Олега Дерипаски, структуры Романа Абрамовича и компании санкт-петербургского банкира Владимира Когана, объявил о намерении инвестировать до $800 млн. в лесоперерабатывающий комплекс, в основном — в производство целлюлозы и картона. В этот момент в отрасли действовали два более или менее крупных игрока — санкт-петербургская группа «Илим Палп Энтерпрайз» (ИП) и Архангельский ЦБК.

По ряду причин, на первом этапе объектом атаки консорциума, достаточно быстро оформившегося в компанию «Континенталь Менеджмент», был выбран ИП. О том, в какие экзотические формы выливались «лесные войны» КМ и ИП в 2001 — 2003 гг., знает в России практически каждый, регулярно читающий деловую прессу. Итог войны неутешителен для обеих сторон: десятки миллионов долларов, потраченные КМ на атаку, а ИП на защиту, десятки судебных решений и тысячи часов переговоров.

Однако один из самых интересных аспектов войны остался за кадром: и ИП, и КМ пришлось потратить множество усилий на то, чтобы продемонстрировать огромному числу государственных чиновников целесообразность своего существования в экономике страны.

ИП, консолидировавшей с 1993 г. большую часть ключевых активов в целлюлозной отрасли, ставшей лидером значительной части преобразований в ней и сумевшей развиваться вне зависимости от кризисов на мировом рынке целлюлозы, по идее, вообще ничего доказывать было не надо — успешная компания на любом рынке целесообразна. Однако на стороне команды КМ были намерения вложить в отрасль $800 млн., намерение консолидировать весь бизнес в производстве целлюлозы по примеру алюминиевого и вообще — идея перемен в лесной отрасли, отстававшей от большинства экспортных отраслей.

В разное время соображения о целесообразности революционных планов от КМ или, наоборот, эволюционного развития от ИП давали самые неожиданные с точки зрения законности результаты. Так, на незаконность решения одного из судов г.Кемерово, на котором строили свою атаку представители КМ, указал сам Владимир Путин. А целесообразность реализации планов КМ неоднократно косвенно признавало ФКЦБ, принимавшая самые невероятные решения, используемые против ИП.

К счастью, конечного «решения о целесообразности» государство выработать не смогло. Конфликт ИП и КМ стал совершенно бесперспективен: обе стороны неофициально подтверждают, что ведут переговоры о его прекращении.

Однако долгожданный мир скорее всего станет лишь началом новых «лесных войн».

Во-первых, число претендентов на вхождение в лесную отрасль за последние два года выросло: решение о целесообразности собственных инвестиций в лесную отрасль принял государственный Внешторгбанк. Во-вторых, помимо ИП, в отрасли остался еще один крупный игрок — Архангельский ЦБК. В третьих, соображение о целесообразности и практика «разруливания» все также остаются основой деятельности государственных мужей в их взаимоотношениях с крупным бизнесом.

На самом Архангельском ЦБК, крупнейшие пакеты акций которого контролируют структуры депутата Госдумы Владимира Крупчака и австрийский предприниматель Хайнц Циннер, ожидаемых договоренностей ИП и КМ ждут со смешанными чувствами. С одной стороны — в отрасли уже не один год говорят, что «боевые действия» просто отпугивают от нее любых инвесторов. С другой стороны, в логике «целесообразности», которая почти всегда перевешивала логику законности и позволяла использовать правоохранительную и судебную систему как «разруливающую руку государства», Архангельскому ЦБК нужно готовиться к войне.

Разумеется, АЦБК имеет свои соображения о целесообразности своей независимой работы. Так, группе «Титан», партнеру АЦБК, создателем которой является Владимир Крупчак, удалось за короткий срок создать на базе комбината холдинг по производству тары, эффективно конкурирующий с лидерами этого рынка. Финансовые и производственные показатели АЦБК не вызывают особенных сомнений в эффективности управления. Как и в случае с ИП трехлетней давности — да какие могут быть соображения в целесообразности существования компании, стабильно работающей и приносящей прибыль? Да и кто может принять решение о целесообразности или нецелесообразности ее работы?

Впрочем, всякий человек, который сталкивался когда-либо с российским бизнесом, может на этот вопрос ответить. Та или иная конфигурация акционеров компании, тот или иной состав холдинга может считаться целесообразным чиновником любого уровня, и это будет намного важнее, чем соображения аналитиков, юристов и пр. Так, например, в Минэкономразвития могут считать, что объединение в рамках одной компании на Северо-Западе России всех ЦБК станет прекрасным способом конкуренции на рынках ЕС с финскими компаниями. Или, например, новый губернатор Архангельской области решит, что ему целесообразнее иметь на своей территории комбинат, владельцем которого является Владимир Коган, банкир из Санкт-Петербурга, а не Владимир Крупчак, депутат Госдумы, имеющий и свои политические амбиции. Или, например, глава правительства решит, что гражданин Австрии доктор Хайнц Циннер — не самый целесообразный председатель совета директоров АЦБК.

Близость нового раунда «лесных войн» АЦБК уже чувствуется. Компания Hover Group, владеющая 0,04% акций АЦБК, уже оспаривает законность консолидации Крупчаком и Циннером контрольного пакета акций комбината и одобрение этого действия бывшим Министерством по антимонопольной политике. Конструкция этого «наезда» уже активно обсуждается в деловых кругах. Так, по одной из версий, к войне за АЦБК намерен подключиться на той же стороне, что и Hover Group, Внешторгбанк, и его «административный ресурс» якобы и предполагается включить для «окончательного решения архангельской проблемы».

Разумеется, и Олег Дерипаска, и глава ИП Захар Смушкин, и Внешторгбанк, и даже доктор Циннер, даром что не имеет российского паспорта, имеют полное право на представление о целесообразности того или иного менеджерского решения. Однако же, как только соображения о целесообразности приходят в голову госчиновника, скандал неминуем.

Объяснение этому парадоксально: максимальная эффективность госчиновника наступает в ситуации нарушения им закона.

Александр Волошин был прав: «разрулить» ситуацию чиновник может, только «подыграв» той или иной стороне — а, следовательно, нарушив закон, пусть и в благих целях. И лишь, отвлекаясь от конкретной ситуации и видя истинную целесообразность лишь в точном следовании закона (а уж тем более — без «подыгрывания» в судах, совершенно разрушающих понятие «законность»), государство выглядит вменяемым.

~ «Государственные интересы», на которые принято ссылаться в таких конфликтах, — всегда интересы конкретных лиц, олицетворяющих государство, а идеальное государство не имеет интересов более приоритетных, чем буквальное следование закону. Из этого, к сожалению, следует, что, если «государственный интерес» в налаживании экспорта целлюлозы в Германию вступают в конфликт с законными интересами владельцев АЦБК, то государству, пусть это выглядит и смешно и неэффективно, следует свои интересы забыть. А точнее, следует забыть о «государственном интересе» чиновнику, отстаивающему эту идею.

Мало того, в конечном счете презрение к законным процедурам, склонность вмешиваться в работу судов там, где это не требуется, и не вмешиваться там, где это явно требуется, любовь к оправданию собственных интересов «государственными соображениями» не приводит к чему-либо стоящему в и долгосрочной перспективе — ни для государства, ни для частных лиц.

Целесообразность отъема собственности у уже упоминавшегося собеседника Александра Волошина теперь считается основой экономической политики России на лето 2004 года.

Что посчитает целесообразным в отношении самого Волошина власть — неизвестно, но, реши она, что его спокойная жизнь нецелесообразна, даже разбирательство в ГИБДД по поводу поцарапанного крыла его Audi наверняка закончится процессом против него в стиле Кафки. А уж участие чиновников федерального уровня в «разруливании» бизнес-конфликтов постепенно становится гарантией того, что этот бизнес-конфликт не закончится добром ни для одной стороны.

Может, лучше, если государство не будет иметь никаких целей, кроме глупого и неэффективного буквального следования закону?

Автор — обозреватель ИД «Коммерсантъ», специально для «Газета.Ru-Комментарии»

Новости и материалы
Беременная Лиза Моряк о планах: «Хотим узнать пол ребенка вместе»
В ФРГ заявили «о сожалении» из-за решения Украины по противопехотным минам
Швеция выделит Украине средства на производство оружия
Байден забыл название чемпионов НБА на их чествовании
Россиянам назвали места во дворе, где оштрафуют за парковку
Пассажирку заставили раздеться и показать прокладку на досмотре в корейском аэропорту
В США призвали Украину задуматься о территориальных уступках РФ
Замгубернатора Тюменской области подал в отставку
Сантехник откопал таинственную веревку при ремонте в доме и баснословно разбогател
Лурье раскрыла, была ли знакома с арестованными по делу Долиной мошенниками
Названы последствия новых санкций США для россиян
Жена звезды «9 роты» показала фигуру в купальнике после родов
В Daily Mail считают Британию неспособной защититься от российских ракет
Силы ПВО за неделю сбили семь дальнобойных ракет западного производства
Транспорт наземного обслуживания повредил самолет в аэропорту Якутска
Россиянам дали совет, как обновить ванную без ремонта
Звезда Первого канала появилась на публике с дочерью от Аршавина
В Польше обеспокоились ударом «Орешника» по Украине
Все новости