Некоторые под это дело даже подвергнут модификации свой компьютер. Прежде я испытывал лишь смутные сомнения в отношении того, сумеет ли моя бесчисленное число раз пропатченная Windows 2000, верой и правдой служившая пять без малого лет, пережить 2006 год. Но после того, как 30 декабря ушедшего года узнал о намерении Microsoft восстановить в гражданских правах командную строку, перестал испытывать сомнения и вместо них начал испытывать соблазн сменить операционную систему. По всей видимости, застойное время XP проходит, о чем я искренне сожалею. Придется тратиться на новый софт и новое железо.
Что такое были эти Windows XP, до сих пор не понимаю. Ну что бы я получил за свои $168, купив эту ОС? Да, набор драйверов к разным фотоаппаратам и прочей карманной е-рунде у XP побогаче, чем у MS-DOS. Говорят также, будто XP быстрее грузится (врут, по-моему). Кажется, этим список достоинств исчерпывается.
Windows как Windows. Как «Жигули», которые и есть «Жигули» вне зависимости от модификации (оговорюсь особо – эта аналогия верна только в отношении несущественной разницы между моделями, технический же уровень Windows несколько выше, чем у отечественного автопрома).
А вот Vista, в отличие от XP, выглядит чем-то на самом деле новым. Правда, трехмерного интерфейса, который журналистам демонстрировали два года назад в Редмонде на лабораторной стадии разработки, нет, хотя его появление в Vista (тогда еще называвшейся по-рабочему –Longhorn) не исключалось. Но это, на мой взгляд, только к лучшему. Кому они нужны, эти революции.
В той версии Vista, которая вплотную приближена к боевой и которую я смог вкратце опробовать осенью в московском офисе Microsoft, визуализируется все что можно. Иконки не безлики, они стремятся показать, пусть в миниатюре, будущее окошко в том виде, в котором оно откроется после двойного щелчка мышью. То же происходит, когда вы переключаетесь между активными приложениями с помощью Alt+Tab – выбранное приложение демонстрирует себя не надписью, а уменьшенной копией соответствующего ему окна. Неактивные окна по краям полупрозрачны, и эта мелочь, как ни странно, очень полезна (фича называется «Windows Vista Display Driver Model»). Ради удовольствия воспользоваться ею придется сменить видеокарту – до сих пор мне, не играющему в игрушки, хватало самой примитивной. Vista вообще требовательна к железу, например, меньше чем с 512 Мбайт основной памяти работать не будет.
Поиск данных на диске усовершенствован радикально. Рудиментарная командная строка присутствует во многих элементах интерфейса – и в упомянутом уже поиске, и в главном меню. Она избавляет от раздражающего блуждания по пунктам при выборе, например, программы, которую надлежит стартовать. Можно сразу вводить имя приложения, и первых двух-трех символов может оказаться достаточно, Vista понимает, что от нее требуется. Этот механизм вовсе не то же самое, что нынешний пункт главного меню «Run», который в поисках нужного исполнимого файла заставляет щелкать, щелкать и щелкать мышью, тупо блуждая по каталогам.
И, наконец, полноправная командная строка. В конце прошлого года Microsoft пообещала нам, продвинутым, старый добрый интерфейс C:\ >. Код оболочки, работающей с командной строкой (она называется Monad) будет включен в финальный выпуск Vista. Пользователь получит возможность сам программировать обработку данных средствами операционной системы, примерно так, как это делается посредством скриптов в Unix.
Очень хорошо. Это, знаете ли, как возврат к хлопку и льну после случившейся в 1960-е странной моды на нейлон и кримплен. Графический интерфейс за последние 10 лет навредил человечеству, возможно, и не так сильно, как синтетические сорочки, но все же его безальтернативность порядком надоела.