Не хочу строить события уходящего года по ранжиру, подразделяя их на более или менее главные. Просто упомяну кое-что из того, что запомнилось лучше прочего.
Вне конкуренции, конечно, 11 января, первый рабочий день года. Совещание, которое президент Путин провел в Новосибирске. Декабрьский визит в Бангалор не прошел даром. По моим сведениям, президент был впечатлен настолько, что не сразу поверил, что посещенный им технопарк компании Infosys не потемкинская деревня. Однако поверил все же, после чего министры и IT-бизнесмены полетели в Новосибирск, где выслушали высочайшее повеление Минфину прекратить саботаж и согласовать закон об особых экономических зонах на предмет развития в стране индустрии программирования.
К лету МЭРТ с Минфином тихой сапой угробили дело. Закон приняли такой, от которого программистам нет ни малейшей пользы: чтобы получить преференции, компании надо сорваться с насиженного места и, протянув руку за чиновничьим благословением, ждать перевода куда-то в чиновниками же выделенную «зону».
У китайцев, ирландцев и индусов, с которыми нашим программистам охота конкурировать, поддержка софтверной промышленности имеет несколько более эффективные формы. Зато мы создали для управления своими особыми экономическими зонами аппарат из, цитирую: «185 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 8 млн 384,5 тыс. руб. (в расчете на квартал); предельная численность работников территориальных органов агентства — в количестве 200 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 5 млн 285,1 тыс. руб. (в расчете на квартал)».
Во главе войска встал генерал-лейтенант МВД Юрий Жданов. Это меня удивляет более всего. Сравните эффективность нашего МВД с эффективностью нашей софтверной индустрии и задайтесь риторическим вопросом: кто кому должен помогать кадрами?
Еще событие: побег (в июле) с рынка цифрового телевещания компании «Версател», разводившей лохов под торговым знаком «Divo TV». До этого на рынке высокотехнологичных услуг хозяева бизнеса в наперсток не играли. Жулики из «Версател» удрали с деньгами 20 тыс. абонентов, о чем не могли не знать в прокуратуре и уже упомянутом МВД. Но со времен АО МММ, как выясняется, ничего не изменилось. Государство считает, что его дело сторона, граждане сами должны защищаться от мошенников.
Были события и веселые. Самое веселое – антипиратский литературный конкурс, объявленный российским Microsoft. Жажда получить призы от богатенькой компании породила килобайты написанных гражданами текстов весьма сомнительного литературного достоинства. Вместо того чтобы отказаться от затеи и никому не присуждать никаких наград, в Microsoft все же выделили для поощрения пару наименее тошнотворных произведений. Но на этом не остановились и отдали призовое место Норвежскому Лесному, который в качественном тексте высмеял Microsoft и его конкурс. Но и это не все – стыдливо, ссылочкой, люди из Microsoft зачем-то указали на неприличные и, главное, совершенно бесталанные вирши, которые, по их мнению, заслуживают нашего внимания. Надеюсь, конкурс станет ежегодным, уж очень он забавен.
В заключение не о событии, а о свежей тенденции. Об олигархии. Канонический смысл термина состоит, рискну напомнить, в диффузии капитала и государственной власти, от чего ни власти, ни капиталу пользы нет, польза есть только тонкой пленке олигархов. Это и происходит. В 90-е новые русские бизнесмены стремились стать своими в бывших обкомах и комитетах ЦК (представители IT-индустрии, правда, в этих глупостях не замечены). Теперь, в 2005-м, движение диффундирующих молекул изменило направление.
Государство, насосавшись нефти, переходит на двоичные нули и единицы. Робко (нет, не робко, это не точное слово, оно подразумевает опаску, точнее будет «осторожно»), но грозно, как выползающий на ночную кухню таракан, государевы люди, пока немногие, хотят стать владельцами IT-бизнеса.
«Я вам помогу расширить дело, принесу заказ на пол-ярда, а вы мне – 10% этого самого дела».
Но есть тут и положительный момент. Долю в бизнесе хотят не для себя, для себя и наличных достаточно. Доля в готовом бизнесе – это детям. Значит, рынок не тронут. А уж он этим казенным гриппом как-нибудь переболеет, он у нас и не такое видел.