Россия – последняя в ряду из тридцати семи стран, исследованных аналитиками Datamonitor на предмет зрелости рынка IT-услуг. Новость настолько тревожна, что впору готовить экстренное заседание совбеза. Однако этого, разумеется, не будет – сообщение даже не заметят на фоне предвыборного московского идиотизма.
А если обыватель и наткнется на известие о 37-м месте, то все равно не поверит, будто высокотехнологичное отечество в опасности. Обывателю давно уже объяснили, что наши программисты – лучшие в мире. И вообще, Россия не Ассирия, никуда она не денется. Пережила татаро-монгольское иго, пережила 1:7 от Португалии, а эту глупость и подавно переживет.
Хорошо. Попробую объяснить, почему игнорировать выводы Datamonitor все же не следует.
Рейтинг, который поставил нас на левый фланг мировой технологической шеренги позади индусов, китайцев и индонезийцев, называется IT-Services Country Maturity Index (ITS-CMI). Он учитывает три вещи: 1) насколько востребованы IT в национальной экономике; 2) уровень зрелости IT-рынка (рассчитывается отношением общего объема IT-рынка к рынку IT-услуг) и 3) разнообразие и сложность IT-услуг. Иными словами, авторы ITS-CMI не считают объем и темпы роста IT-рынка достоверным показателем технологической продвинутости страны.
Такой подход у здравомыслящего человека возражений вызывать не должен. Ведь, например, объем выплавляемого чугуна лишь косвенно (и весьма недостоверно) свидетельствует об индустриальной мощи страны. Если бы свидетельствовал прямо и достоверно, Китай стал супердержавой еще полвека назад, когда культурные революционеры заставляли каждую крестьянскую семью сооружать во дворе примитивную печь и выплавлять металл.
В данном случае то же самое.
Информационные технологии, как и чугун, сами по себе счастья никому не несут. Счастье происходит вследствие того, что IT катализируют экономику, делают производство дешевле, торговлю интенсивнее, а жизнь – проще и интереснее.
Если продолжать аналогию с черной металлургией, то она, металлургия, становится благом только после того, как из чугуна выплавят сталь, из стали сделают автомобили, эти автомобили станут возить сырье и товары не в пример быстрее лошадей, ну и т.д. и т.п.
Индекс ITS-CMI как раз и показывает, что доля IT-расходов, соотнесенная с объемом ВВП, в России слишком мала для того, чтобы считать нашу страну развитой. Что развитие IT-индустрии в у нас все еще весьма похоже на ведение натурального хозяйства: каждое предприятие норовит построить собственный IT-цех, а аутсорсинга IT-услуг, не говоря уже об аутсорсинге бизнес-процессов, считай и вовсе нет.
Что разделение труда (которое Маркс считал важнейшим показателем зрелости производительных сил) в IT-области откровенно недоразвито.
Может, аналитики что-то напутали? С ними это бывает. Напрогнозируют с три короба, а глядишь – ничего и не сбылось. Тем более что расчеты я не проверял, поскольку самого исследования я не видел (на сайте Datamonitor за него хотят $240, гонорар этой суммы не покроет).
Увы. Будь у меня обоснованные сомнения в справедливости вердикта Datamonitor, я бы выбрал иную тему, а эту печальную новость обошел молчанием. Но обоснованных сомнений нет.
Дело в том, что придумали ITS-CMI наши соотечественники из ЛИНЭКС (лига независимых экспертов в области информационных технологий). Те самые замечательные русские IT-специалисты, которыми наша страна по праву гордится. Таких нет даже у лидирующей с списке ITS-CMI Японии. С председателем совета ЛИНЭКС Сергеем Кареловым имею честь быть знакомым лично. Если он говорит о необходимости национального проекта IT-развития, «без которого для России просто не будет места в информационной постиндустриальной цивилизации» - знаете ли, я верю.
Вам верить вместе со мной совершенно не обязательно. Можно сделать собственные выводы, обратив внимание на то, например, что ни регистрация автомобиля, ни получение паспорта, ни определение ребенка в школу (да и вообще общение с властью) ничуть не стали проще по сравнению со временами оными. Информационным обществом в наших широтах даже не пахнет.
Восстановление рынка не ведет автоматически к технологическому благоденствию а-ля Япония или Швеция (1-е и 8-е места по индексу ITS-CMI). Если надо добиться развития производств на базе хорошо известных технологий – тогда да, достаточно избавить бизнес от бандитов (хорошо бы еще и от мздоимцев), и проблемы с автосервисом и фаст-фудом решатся сама собой. Но если власть хочет конкурировать не с Лимоновым и МБХ, а по-взрослому, с другими странами – ей следует специально озаботиться тем, чтобы производства господствующего технологического уклада (нынче это IT) развивались быстрее прочих. Мы слишком близки к тому, чтобы за бюрократическими играми в «Электронную Россию» прошляпить настоящую информатизацию страны.