Программировать надо так, как это делают в Европе, а не в Азии. Пойди мы индийским путем, и деградация отрасли будет гарантирована. Куда умнее брать пример не с индусов, а с немцев и делать продукты вместо полуфабриката.
Неделю назад я имел глупость сказать, будто цены программных продуктов SAP более не начинаются с полумиллиарда долларов. Ошибся на три порядка, перепутав миллионы и миллиарды. Продуктов по восьмизначной цене на рынке софта нет, не было и, хочется верить, не будет. 500 тысяч — да, такая начальная цена была, но 500 миллионов — никогда. О чем ставлю вас, уважаемые читатели, в известность, и приношу SAP извинения за эту непростительную ошибку.
Что касается отмены термина «ERP» как вредного и бессмысленного, на этом я продолжаю настаивать. На минувшей неделе справедливость борьбы с «ERP» была подтверждена еще одним примером.
Компания, которой мы обязаны счастьем смотреть изготовленные промышленным способом нескончаемые сериалы вроде «Моей прекрасной няни», озаботилась задачей «внедрения зрелой масштабируемой системы управления производством», конец цитаты.
Как, по-вашему, озаглавлен возвещающий об этом событии пресс-релиз? «Компания имярек поможет группе компаний такой-то выбрать ERP-систему». Хорошо еще, что не CRM (есть и такой еще термин, он обозначает софт, предназначенный для обработки сведений о предпочтениях каждого клиента).
Это, как вы понимаете, автоматически означает, что те программные продукты, которые не «ERP», к конкурсу допущены не будут, даже если они конкурентоспособны. Скажем, система, с помощью которой автоматизировано управление Большим театром, останется не у дел, потому что она – не «ERP».
Впрочем, в данном случае никакого практического значения это не имеет. Мне почему-то кажется, что компания имярек порекомендует группе компаний такой-то купить ту «ERP-систему», которую она привыкла внедрять.
А группа компаний, которая производит сериалы, предпочтет согласиться с рекомендацией и купить именно эту импортную «ERP-систему», благо ранее ее купила компания «Газпром-Медиа», владеющая, как известно, сразу несколькими ТВ-каналами.
Заметим в скобках, что профильный бизнес «Газпрома», а именно управление каналами поставки газа, автоматизирован тем же софтом, что и Большой театр.
На этом же примере видно, между прочим, почему России не следует предаваться офшорному программированию. Даже единичное внедрение мало-мальски сложного программного обеспечения не обходится без изготовления нового кода. Те же «ERP-системы» всякий раз настраиваются, дописываются и даже модифицируются под конкретного заказчика. Индийские юноши, с которыми я разговаривал в Бангалоре, зарабатывают свои рупии, выполняя регулярные заказы SAP. Включаться в подобную работу и нам – большая глупость, по двум как минимум причинам. Во-первых, у Индии уже сегодня 1 млн 200 тыс. программистов. В России, по самой оптимистичной оценке, на порядок меньше, от силы 150 тыс.
Пойди мы индийским путем, и деградация отрасли будет гарантирована. Куда умнее брать пример не с индусов, а с немцев и делать продукты вместо полуфабриката.
Программировать так, как это делают в Европе, а не в Азии.
Во-вторых, у нас, в отличие от Индии, есть огромная внутренняя потребность в софте, значительную часть которой (я прежде всего об автоматизации малых и средних компаний) можно удовлетворить без импортеров. Присутствие на нашем рынке импортного делового софта есть, конечно, благо (конкуренция поддерживается), но благо существенно меньшее по сравнению с импортными автомобилями или назначением иностранца на пост главного тренера сборной по футболу.
Софт как нефть – он растет в цене, и он есть у России. Точнее, есть потенциал для его производства.
Чтобы этот потенциал реализовать, надо что-то делать. Заботиться о воспроизводстве кадров. Сериалы снимать о программистах, а не о спецназовцах с нянями. Ордена давать труженикам клавиатуры. А также не стесняться здорового протекционизма в отношении отечественных софтверных компаний, в том числе ориентированных на внутренний рынок.
Последнее пожелание так, сугубо теоретическое. Скорее мы получим иностранца вместо Семина, чем оно сбудется.