Властям братской страны следует пересмотреть свою позицию по вопросу легитимности торговли краденым. Дело это, понятно, сугубо внутреннее – чем торговать на своей суверенной территории. Если где-то принято торговать краденым, что мы можем с этим поделать?
Ничего, разве только держаться от таких мест подальше. Поэтому правильно будет считать, что я вмешиваюсь в чужие внутренние дела, заявляя, будто краденым не следует торговать даже на Украине. Господа украинские бюрократы могут в отместку не пускать меня на украинский полуостров Крым, вынуждая загорать в Подмосковье, но молчать я не стану.
Чего это я, спрашивается, так взъелся? Не из-за украденного же газа. Я вообще не знаю, точно ли украинцы крали газ, поскольку не слежу лично за тем, что творится на рынке углеводородного сырья, а на слово газетам не верю.
Но за тем, что творится на рынке софта, слежу и знаю, что на Украине сперли и с благословения властей продают, выдавая за собственный продукт, российскую компьютерную игру «Перл-Харбор», сделанную в продолжение знаменитого «Ил-2 Штурмовик», и много еще чего. Это возмутительно.
Факты таковы. В феврале на Украине вступили в силу изменения к закону «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеоигр, компьютерных программ и баз данных».
Суть изменений состоит в том, чтобы каждую коробочку с диском снабдить контрольной голографической маркой. Право выдачи марок предоставлено созданному при департаменте интеллектуальной собственности Украины (есть такой) государственному предприятию «Интелзахыст» («захыст», ударение на первый слог, по-русски значит «защита»). В наших, кстати говоря, широтах подобное (марки) пытались ввести, на радость пиратам, московские власти. Новшество не прижилось, не породив ничего, кроме еще одной формы бюрократической волокиты и еще одного очага коррупции. Но на Украине такой филателизм живет и здравствует, а тамошние пираты приспособились с его помощью легально грабить.
Схема проста. Надо показать «Интелзахысту» липовую справку за подписью и печатью российского (американского, китайского, зимбабвийского – неважно, лишь бы не украинского) предприятия о том, что это самое предприятие владеет авторскими правами на некий программный продукт.
После чего иностранное предприятие якобы передает свои несуществующие авторские права другому предприятию – резиденту Украины, а уж резидент на полностью законных основаниях получает марки и приступает к торговле краденым. Так на Украине продают помимо упомянутого уже «Перл-Харбора» еще и, например, «Doom III». Правда, «Doom III» продается под названием «DooMания», так удобнее. Когда специалисты из «Интелзахыста» видят «DooMанию» вместо «Doom», они задают меньше вопросов.
Торгует краденым под «торговым» (воровским на самом деле) знаком Neo Game украинское ООО «Ореанда», которое в обмен на вожделенные марки представляет фиктивные договоры, заключенные с несуществующими московскими компаниями, о передаче «авторских» прав на известные всему миру программные продукты. И это работает! Дело дошло до того, что представителей «Ореанды» 26 сентября пригласили на совещание с участием настоящих правообладателей и – вот ведь – сотрудников службы безопасности Украины, а также, куда же без него, «Интелзахыста». Результат печален и смешон. «Интелзахыст» более не выдает марки настоящим правообладателям из опасения нарушить «авторские» права ООО «Ореанда», поскольку «Ореанда» подала иск с требованием защитить ее от посягательств разработчиков программ, и теперь до рассмотрения дела в суде лицензионная продукция не может продаваться на Украине. Если, конечно, «Ореанда» милостиво не освободит для легальной торговли некоторые позиции своей номенклатуры краденого. Длится этот гоголевский сюжет, заметим, лишь с середины августа и, следовательно, с участием исключительно новой украинской власти.
Вообще говоря, ООО «Ореанда» – это реликт вроде латимерии, его беречь надо. У нас пираты давно уже озаботились легализацией части бизнеса, и это хорошо, поскольку угроза потери дела и возврата в подполье не позволяет запредельно нагличать. А «Ореанда» ничем, кроме торговли краденым, не занимается, потому и ведет себя соответственно принятым у блатных правилам.
Итак, украинское правительство поощряет – это медицинский факт – преступления против авторского права.
Причин, это объясняющих, может быть ровно три: 1) невежество властей; 2) бессилие властей перед ворами; 3) личная заинтересованность властей в воровстве.
Вариант первый я не склонен рассматривать вовсе. Во всех странах чиновники не такие уж дураки, какими кажутся. Второй также следует исключить. Бессилием казенная украинская власть если и страдает, то старается этого все же не демонстрировать, а в данном случае мы имеем именно демонстрацию и именно бессилия (я имею в виду факт позорного совещания представителей СБУ и «Интелзахыста» с пиратами).
Так что в сухом остатке, увы, вариант номер три. Как наиболее логичный.