Совладелец Альфа-банка Петр Авен подверг критике текущий тренд на огосударствление экономики в целом и в банковском секторе в частности. По мнению банкира, отправленные на санацию по новой схеме «Открытие» и Бинбанк вряд ли будут приватизированы. Об этом он заявил в интервью «Ъ».
По словам Авена, с 2008 года доля банков с участием государства в розничном секторе выросла с 45% до 62%. При этом, на фоне сокращения общего числа банков, количество кредитных организаций с госучастием выросло за последние три года с 48 до 55.
В качестве одного из примеров тенденции на огосударствление Авен считает проводимую санацию «Открытия» и «Бинбанка».
«Новая схема санации (через фонд консолидации банковского сектора ЦБ. — прим.) к этому (увеличению числу госбанков — прим.) подталкивает. Взять даже то, что сейчас на базе банка «Открытие» и Бинбанка (санируются фондом ЦБ.— «Ъ») будет создаваться еще один госбанк, — говорит он. — Разговоры о том, что потом этот банк будет успешно приватизирован, я считаю некоей фантазией. Пока мы видим, что будет создаваться большой государственный институт, и мне это действительно не очень симпатично».
При этом он отметил, что в текущей ситуации трудно обвинять главу ЦБ Эльвиру Набиуллину, так как усиление доли государства — «общий тренд развития нашей экономики».
По мнению банкира, отказ ЦБ от старой системы санации в пользу Фонда консолидации банковского сектора и прямого управления со стороны ЦБ обусловлен боязнью регулятора столкнуться с обвинениями в коррупции. «Это следствие коррупционной среды, когда сам факт того, что вас могут в этом обвинить — скажем, почему вы отдали банк на санацию этой организации, а не той,— заставляет принимать неоптимальные решения», — рассуждает Авен.
Санации Бинбанка и «Открытия» предшествовал летний отзыв лицензии у банка «Югра», ситуацию с которым также прокомментировал Авен.
Также ранее новую схему спасения банков раскритиковал глава ВТБ Андрей Костин. По его словам, создание системы банков, которыми руководит ЦБ, «противоречит любой логике и любым законам развития финансовой сферы». Костин отметил, что регулятор «не может и не должен» быть владельцем собственной банковской системы.