Высокая волатильность рубля и действия российских властей — вот главные проблемы российского бизнеса, если верить исследованию, проведенному экспертами PricewaterhouseCoopers (PwC), которые опросили глав российских компаний.
Главной проблемой для российского бизнеса стала волатильность рубля по итогам 2015 года — за нее проголосовали 92% (против 55% годом ранее), а вот действия российских властей беспокоят 86% опрошенных глав компаний, годом ранее этот показатель был на уровне 51%. Топ-менеджеры видят в политике властей угрозу деловому климату и полагают, что она усложняет работу бизнеса и в первую очередь частных компаний.
«На текущий момент наш бизнес подвержен большому количеству угроз и вызовов разного свойства и разного толка. Первый вызов, который я отмечу, — это относительное неравенство в том секторе, где мы работаем. У нас в секторе более 50%, даже более 60% занимает госсектор, государственные банки. Это достаточно сложная ситуация для таких групп, как наша, которые находятся в частном владении», — отмечает в докладе PwC председатель правления и генеральный директор ОАО «Открытие Холдинг» Рубен Аганбегян.
На третьем месте угроз стоит геополитическая нестабильность, за которую высказались 84% респондентов.
«Думаю, в ближайшие три года мы увидим рост геополитической напряженности и большую вовлеченность стран в решение внутренних вопросов. При такой концентрации проблем переосмысление того, почему происходит глобальное замедление, вряд ли произойдет», — отмечает глава Сбербанка Герман Греф.
В топ-8 главных проблем также попали: чрезмерное госрегулирование экономики (81%), повышение процентной ставки и увеличение налогов (76%), ухудшение доступа к рынку капитала (75%), увеличение налогового бремени (75%) и социальная нестабильность (69%).
В отчете PwC отмечается, что большинство российских глав компаний полагают, что сегодня угроз для бизнеса больше, чем было три года назад. При этом, в отличие от своих коллег из других стран, большинство капитанов российского бизнеса не согласны с тем, что кризис открывает новые возможности для роста компаний. С такой оценкой согласны лишь 39% российских глав компаний против 69% в США и 60% в среднем по миру.
Ранее президент России Владимир Путин снова заявил о «новых возможностях» благодаря экономическому кризису.